(dga’-ldan). Небо Тушита — райский мир наслаждений, где пребывают будущие будды, проповедники Учения.
(candali, gtum-mo). Методики развития и осознанного управления внутренним теплом для развития высших способностей.
см. Нйи зла падма’и гдан
Развитая в махаяне концепция «трех тел» будды отражает три аспекта этого понятия, коррелирующих с концепцией «трех сфер» в буддийской психо-космологии и мифологии. В «сфере желаний», т. е. на земле, будда имеет человеческое «явленное тело» (санскр.: nirmanakaya; тиб.: sprulsku). В «сфере форм» будда предстает в «мыслимом» (санскр.: manomaya) «теле блаженства» (санскр.: sambhogakaya; тиб.: longssku). В «сфере без форм» будда является монистическим духовный принципом как «тело истины» (санскр.: dharmakaya; тиб.: chossku) и обозначается не антропоморфным изображением, а ступой или некоторыми другими символами.
см. Три драгоценности.
(sde-snodgsum) [«три корзины» (раздела) буддийского канона]: 1) виная-питака («корзина дисциплины»), в которой излагался устав и правила монашеской и монастырской жизни; 2) сутра-питака («корзина изречений») — проповеди и наставления, приписываемые Будде; 3) абхидхарма-питака («корзина высшей дхармы»), в которую входили тексты философского или психологического характера.
(три тела [Будды]) — согласно концепции трикая, принцип просветления имеет три уровня: абсолютный [дхармакая], идеальный (самбхогакая) и конкретный (нирманакая). Со временем эти первоначальные абстрактные «три тела» персонифицировались, и на их основе возникли образы ади-будды, дхьяни-буд-ды, бодхисаттв. В ваджраяне делались попытки переинтерпретировать в рамках концепции трикая весь пантеон.
(тиб. Bslabgsum) — дисциплина, созерцание и интуиция. Трисаттва Комплекс включает: образы ламы Цзонхавы и Будды Шакьямуни — самайя-саттва (существа обета); образ Будды Ваджрадары — джняна-саттва (существо мудрости); образ слога «ХУМ» — самадхи Саттва (существо сосредоточения). Созерцая этот комплекс, практикующий через ламу Цзонхаву, Будду Шакьямуни, устанавливают непосредственную связь с Ваджрадарой, изначальным Ади-буддой, находящимся всегда в состоянии глубокого сосредоточения. С другой стороны, у практикующего есть три предмета обучения: нравственность, символизирующаяся самайя-саттвой; самадхи, символизирующаяся самадхи-саттвой; мудрость, символизирующаяся джняна-саттвой. Созерцание три-саттвы, таким образом, является, во-первых, установлением непосредственной связи с Ваджрадарой, во-вторых, созерцанием последовательности трех предметов обучения.
(санскр.: trayaloka; тиб.: srid-gsum) — мир страстей, или наш мир; мир форм, где существа обладают формой, но не имеют физических тел; мир бесформенный, где обитают высокие духи. Или иногда означает: область небожителей, людей и животных.
(dkonmchoggsum) — Будда Гаутама, учение Будды, монашеская община Будды (Будда, Дхарма, Сангха). Объекты Прибежища. Каждый буддист на любом этапе своего совершенствования зарождает или постоянно удерживает в своем сознании Три Драгоценности, обретение которых является подлинным счастьем для индивида, поскольку они позволяют реализовать единство Тела, Речи, Мысли и ведут к избавлению от круговорота Сансары.