Главная > О дацане
О дацане

История  Агинского дацана

В 1811 году агинские буряты восьми хоринских родов пригласили тайшу Галсана Мархаева для определения места строительства дацана, который будет именоваться Агинским дацаном. Перед тем как Мархаеву выбрать место строительства Агинского дацана, ему приснился сон, где он услышал звуки молебна, смех хувараков и лай собак, из-за чего тайша остановил свой выбор именно на местности Булактуй.


Агинский дацан, Деважин дуган, начало XX века

Для строительства дацана были приглашены русские каменщики и плотники, построившие до этого Согчен-дуган в Анинском дацане, так как в это время была тенденция строительства каменных дацанов. Здание было первым каменным дуганом среди существовавших дацанов в Агинской степи.

После окончания строительства в 1816 году агинские буряты приглашают на «рамнай» — освящение дугана Ринчин ламу, шэрээтэ Дырестуйского дацана «Лхундуб Дэченлинг», ныне Джидинского района р. Бурятия. Решение пригласить для «рамнай» ламу из Дырестуйского дацана, было принято, вероятно, из-за того что этот дацан сохранял нейтралитет, во время существующего в то время соперничества между Гусиноозерским (Тамчинским) дацаном, новой ставкой Хамбо ламы и влиятельным Хилгантуйским дацаном «Балдан Брайбун», основанным первым Пандито Хамбо ламой Дамба-Даржа Заяевым.

Ринчин лама освящает дацан и дает ему название Дэрестуйского дацана «Лхундуб Дэченлинг», только поменяв местами словосочетание, в итоге: «Дэчен Лхундублинг». За всю свою историю Агинский дацан сохранил традиции, где сакрально-кармическая связь между двумя дацанами становится очевидной, и уже новое поколение лам приезжает из Джидинской степи в Агинский дацан для обучения практике хуралов и садхане Сахюусана Жамсаран. Студенты, приезжающие из Бурятии обучаться в Агинском дацане, в основном, выходцы из Джидинского района.

Первым шэрээтэ ламой Агинского дацана избирается Ригден Пагбаев, унзад лама Тугнугалтайского дацана хоринских бурят, из многочисленного рода харгана. Здесь очевидно, что агинские буряты хотели видеть первым шэрээтэ ламой своего человека, принадлежащего к восьми хоринским родам.

В те времена большинство лам из хори-бурят обучались в тибетской провинции Амдо, в монастыре Лавран. Однако довольно долго (до середины XIX в.) систематическое философское и тантрийское образование получить в бурятских дацанах не было возможности, и за знаниями ламы отправлялись в соседние Тибет и Монголию. По сообщению Б. Б. Барадийна, «монгольские ламы, затем и буряты со 2-й половины минувшего столетия, во множестве стали посещать Лавран, так что в настоящее время духовное влияние Лаврана на всю Монголию, и на бурят, во всяком случае, не уступает самой Лхасе». Известно, традиции этого монастыря оказали исключительно большое влияние на формирование и развитие школьной образовательной системы и преподавания полного цикла буддийских дисциплин в Цугольском и Агинском дацанах, это объяснялось духовной и географической близостью регионов. Видимо, исходя из этого, Агинский дацан следует традициям монастыря Лавран.

В 1858 году Агинской степной думой избирается тайша Тугулдур Тобоев из рода хуасай. В том же году в Агинском дацане избирается на пост шэрээтэ — сын Тугулдура Тобоева, Галсан-Жимба Тугулдуров. В результате этого влиятельного родственного тандема в 1861 году открывается школа цаннид – философский факультет. С открытием философского факультета в Агинском дацане обучение философии становится обязательным для всех лам, необходимым как для внутреннего роста, и положения. Агинский дацан гордится своими выдающими учеными, философами, в числе которых следует назвать Лобсан-Осора Сэрэнэй, Найдан-доромбо, Золтын-лхарамба, Содном-Жамсо Жигжидэй, Данзан-Жамсо Цыбикова, Галсан Хэйдуб и другие.

При шэрээтэ Г-Ж. Тугулдурове, в начале 60-х гг. XIX в. была учреждена монастырская книгопечатня, которая со временем стала признанным центром издательской деятельности Забайкалья. За время ее существования была издана практически вся необходимая для изучения и обучения в монастырях каноническая учебная литература по богословским дисциплинам (философии, логике, астрономии, астрологии, тантризму, винае, медицине и т.д.), а также обрядовая литература, используемая во время проведения хуралов и разных ритуалов.

Благодаря печатной деятельности, слава о его просвещенных ламах и об их трудах, о высоком уровне монастырских школ распространилась по всему буддийскому миру Центральной Азии, и Агинский дацан приобретает определенное влияние в среде других дацанов. Печатные книги-ксилографы, изданные в дацанской типографии, и признанные специалистами лучшими по качеству печати, четкости и красоте составляют гордость многих востоковедных библиотек мира.

В 1867 г. шэрээтэ Агинского дацана Галсан-Жимба Тугулдуров, ставший ученым в пяти науках, написал книгу «Основы астрономии», перевел с тибетского на монгольский язык много различных книг философского и художественного содержания. Важнейшей его работой являлся тибетско-монгольский словарь “Светильник, разъясняющий значение слов грамматики”. Этот словарь был одним из первых в Бурятии тибетско-монгольских словарей. Его работы в области тибетского и русского языков в основном преследовали практическую цель. Они были обращены к бурятам, знающим монгольскую письменность, которые хотят овладеть еще тибетским и русским языками.

По приглашению шэрээтэ Г-Ж.Тугулдурова в Цугол прибыл большой знаток медицины и авторитетный монгольский врач (эмчи) Чой-манрамба. Он обучил бурятских монахов искусству ведения богослужений, посвященных медицинскому Будде – Бхайшаджьягуру, и проведению всевозможных медицинских ритуалов, направленных на исцеление больных, страдающих тем или иным недугом. Цугольская медицинская школа явилась первой в цепочке манба-дацанов в Забайкалье, впоследствии по ее модели стали открываться медицинские факультеты в других географических зонах этнической Бурятии. Г-Ж. Тугулдуров относится к тем бурятским деятелям, которые получили восточное, или буддийское образование и создавали свои труды на монгольском и тибетском языках, способствуя развитию системы образования в обширных кругах.

В 1853 году по ходатайству генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева и Сибирским комитетом сената, было утверждено Николаем I «Положение о ламайском духовенстве», преследовавшее цель приостановления развития буддизма и способствования христианизации бурят. Но, несмотря на всесторонний контроль, запрещающий строительство новых дуганов и сокращение штата буддийского духовенства, никогда еще за всю историю бурят в таком объеме не велось строительство, не закупалось оборудование, не производились культовые атрибуты дацанов. Все жесткие ограничения, касающиеся деятельности буддийского духовенства, объяснялись не только статьями “Положения о ламайском духовенстве Восточной Сибири 1853 г.”, не только стремлением губернской администрации использовать любой повод для демонстрации права государственного контроля, но и более прозаическими мотивами многоступенчатого взяточничества рядовых чиновников.

При VII-м шэрээтэ ламе, Лубсан-Доржи Данжинове из рода шарайд, избранного в 1876 г., открываются новые школы. Ензон-багша вместе со своим родным младшим братом Ринчин-Самбу Данжиновым (Эмчи-багша) открывает в 1884 году факультет тибетской медицины, где учебный процесс факультета строится по аналогу учебной программы Цугольского манба-дацана. В 1895 году в Агинском дацане строится новый Манба-дацан, где его настоятелем становится Ринчин-Самбу Данжинов. Эмчи-багша составил рецептурные справочники-жоры с целью заменить импортное лекарственное сырье растительного происхождения аналогичными ингредиентами из забайкальской флоры, создав доступность тибетской медицины для различных слоев населения, имевшую большую социальную значимость.

В 1880 году был открыт факультет Тантры, в 1906 году – факультет Калачакры и Дуйнхор дацан. Габжа лама Лубсан Бальжир лама, из рода сагаангууд, написал в 1908 году универсальный астрологический трактат «Онцар Шелжи Мелон» — «Прекрасное хрустальное зерцало». Этот трактат используются современными ламами Монголии и России, для своих астрологических вычислений — зурхай.

Ежегодно во время хуралов Агинского дацана братьям Данжиновым Ензон-багше и Эмчи-багше преподносится «ламын согшод» как дань уважения их огромному вкладу развитие дацана и российского буддизма в целом.

Раскол, произошедший в российском обществе начала XX века коснулся и Агинского дацана. В Агинском дацане наряду с ламами, жившим по старым традициям монастыря Лавран, возникает «обновленческое» движение. В связи с этим, буддийским духовенством Агинского дацана в 1927 году было принято решение о возведении на территории Сокчен дугана большого 22-х метрового субургана «Юмдун Чодэн», перевод которого «Побуждающий к примирению», с целью устранения разногласий.

 

Деважин дуган, 2011 год. 

Рубеж XIX-XX вв. можно назвать пиком расцвета Агинского дацана. Воздвигается статуя Майдари, построены все необходимые культовые сооружения. Общий образовательный уровень Агинского дацана не уступает ведущим монастырям Тибета, Монголии, Бурятии. Ведется издательская и переводческая деятельность, с бурным строительством дуганов получило развитие бурятское зодчество и каноническая архитектура. Буддизм стал важным фактором формирования нравственности, народных традиций и обычаев у бурят.