Пять подношений



см. Панчакамагуна.

Фотогалерея

Пять генезисов



«пять семей»: падма, ваджра, будда, ратна, карма, соответствуют пяти аффектам: страсть, ненависть, неведение, гордость, зависть, преображаемым в «пять мудростей»: мудрость распознавания; мудрость, подобная зеркалу, мудрость дхармадхату, таковости; мудрость равновесия; мудрость, завершающая все деяния. В системе «трех Тел» (трикая) «пять Джина»: Амитабха, Акшобхья, Вайрочана, Ратнасамбхава, Амогхасиддхи представляют Самбхогакая, «Тело Наслаждения». В мандале «пяти Татхагат» (панчататхагатамандала) Вайрочана с Праджней Вадрадхатвишвари занимают центр; Амитабха: Праджня Пандаравасини, Бодхисаттвы Ава-локитешвара, Манджушри; Пуджа-дэви Гита, Алока; Акшобхья: Праджня Лочана, Бодхисаттвы Кшитигарбха, Майтрея, Пуджа-дэви Ласья и Пушпа; Ратнасамбхава: Праджня Мамаки, Бодхисаттвы Акашагарбха, Самантаб-хадра, Пуджа-Дэви Ма ла, Дхупа; Амогхасиддхи: Праджня Самая Тара, Бодхисаттвы Ваджрапани, Сарванивара-навишкамбхин, Пуджа-дэви Гандха и Найведья. В «Теле Великого Блаженства» (махасукхакая) «пять Джина» соответствуют: Падмахерука, Ваджрахерука, Буддахерука, Ратнахерука, Кармахерука. Из разряда дакини херука буддам соответствуют Падмадакини, Ваджрадакини, Буддадакини, Ратнадакини, Кармадакини.

Фотогалерея

Пхова



(тиб.: pho-ba) — «перенос» сознания.

Фотогалерея

Пурохита



верховный жрец, ответственный за обряды, обеспечивающие процветание племени и военные победы.

Фотогалерея

Пурбу



«гвоздь», ритуальный трехгранный кинжал, изготовляемый из дерева с последующей позолотой. Будучи обожествленным, персонифицируется в образе Идама Ваджракилы.

Фотогалерея

Пуджа



«поклонение», «подношение»; в тантрийской практике пуджа-дэви означают «богинь подношений», которые приносят в жертву принципу просветления предметы чувственного наслаждения.

Фотогалерея

Пудгала



(санскр., тиб.: ганг-заг) — «личное эго», эгоистическая личность которая благодаря цеплянию за «Я» не может вступить на путь совершенствования.

Фотогалерея

Прибежище



(skyabs) — первая, начальная ступень обращения к буддизму — священная Дверь вхождения в учение. В основе обращению к прибежищу лежит страх перед дурной участью, обусловленный плохой или слабой кармой и стремлением обрести совершенное состояние сознания, очищенное от влияния клеш, а также вера в Три Драгоценности (Будда, Дхарма, Сангха). «Человек находит Прибежище в Будде, ибо в Нем сосредоточены все добродетели, и нет ни одного порока. Человек находит Прибежище в Дхарме как через Откровение, ибо Она была провозглашена Буддой, так и через осознанное Ее понимание, ибо даже сам Будда достиг благодаря Ей Своей Высшей Цели. Человек находит прибежище в Сангхе, ибо те, кто Ее составляют, осуществят Состояние Будды. В этом поиске Прибежища должно соблюсти два условия: мы должны сами ужаснуться страданию неблагих форм жизни; и должна возникнуть неколебимая убежденность в том, что единственная сила, способная защитить нас от этого страдания, сокрыта в Трех Сокровищах».

Фотогалерея

Прета



см. Духи голодные.

Фотогалерея

Пратьяхара



отвлечение чувств от их объектов, или непривязанность.

Фотогалерея