Зула хурал — «Праздник светильников» — проводится двадцать пятого числа первого зимнего месяца по лунному календарю. Он посвящен уходу в нирвану Богдо Цзонхавы — основателя школы гелуг, последователями которой являются традиционные буддисты России. Впервые Зула хурал стали отмечать через год после ухода Ламы Цонкапы в паринирвану, т.е. в 1420 г.; тогда его ученики в память об Учителе начали возжигать лампадки. Таким образом, в этом году праздник отмечается 604-ый раз. В этот день верующие читают «Мигзем» (молитвенное обращение к Ламе Цонкапе), зажигают светильники – зула и совершают добрые деяния.
Жабшу
(Объяснение значения хурала с благопожеланием и просьбой о прибежище)
Если говорить о назначении великого собрания (моря) буддийской Сангхи, держащей и распространяющей драгоценное Учение Будды в его теории и практике, то об этом хорошо сказал Хайдуб Чже:
«Учение всех Будд прошлого является источником блага для всех живых существ, Сангха же — это огромный источник, питающий реку буддийского Учения».
Согласно сказанному, единственный источник всякого блага для всех живых существ — это Учение Будды, и оно существует в мире благодаря Сангхе, которая держит это Учение.
О необходимости строительства храмов и основания монастырей — мест пребывания Сангхи — Победоносный Будда сказал: «Где появляется храм, туда приходят и там пребывают монахи». Из писаний мы знаем, что еще во времена Будды было основано много храмов, таких как Джетавана и других. В последующие же времена появились такие монастыри, как Наланда, Викрамашила и другие. Позже в тибетских землях были возведены храм Джоканг в Лхасе, храм Минжур Лхундуб в монастыре Самье и прочие. В особенности упоминания заслуживает монастырь, называемый Гандан Намбар Жалвалинг, основанный царем Дхармы трех миров, Богдо Цонкапой.
Второй Будда, досточтимый Цонкапа Лобсанг Дагпа, родился в местности Цонка, что в Амдо. Еще в молодости он принял монашество. Находясь в ученичестве у многих премудрых и реализованных учителей, он, посредством слушания, размышления и освоения, полностью постиг всё Учение Будды, став головным украшением всех мудрецов Тибета. И впоследствии, во время своего большого проповеднического путешествия по Тибету, разъяснял учение Сутры и Тантры многим людям: и выдающимся, и простым. Он восстановил несколько ослабшее Учение, подобно Будде, пришедшему в мир во время упадка. Эти и другие великие деяния Цонкапы, совершенные им ради Учения Будды, прославляются в его намтаре, описывающим невообразимо удивительную и чудесную жизнь Чже Ринпоче (Цонкапы).
Его духовный сын, досточтимый Жамьян Чойчже основал монастырь Балдан Дрепунг в Лхасе. Другие его ученики тоже строили монастыри в разных местах Тибета, основывая в них монашеские общины, которые распространяли проповедь Дхармы. Это стало основой для утверждения на долгие времена несравненной, подобной чистому золоту, желтошапочной традиции Гелуг, объединившей воедино учение Сутры и Тантры.
Следуя сложившейся благой традиции, положенной этими великими людьми, в краю бурят, являющихся божественной линией, идущей от великого моря халха-монголов, великий Хамбо, Зая-Пандита продолжил дело распространения Учения и основал первый бурятский монастырь Дрепунг (Цонгольский дацан, осн. 1738 г.). На нашей Агинской земле в 1816 году по российскому летоисчислению, или по нашему календарю 14 рабчжуна, в год огненной мыши, было завершено строительство первого здания монастыря (Деважин дугана), в котором под руководством Атаганского гегена (Ринчин ламы — ширээтэ Дырестуйского дацана) монахами была проведена церемония рамнэ, и монастырь получил название Дэчен Лхундублинг.
Все это было основано на благом поле заслуг всех жителей Аги. Впоследствии, один за одним были возведены 4 дугана: Цаннид, Манба, Жуд и Дуйнхор, в которых все возрастало количество монахов, совершенствующихся в трех практиках (нравственность, медитация, мудрость), изучающих три корзины Учения (Виная, Сутра, Тантра) и реализующих это Учение в жизни.
С тех пор как Жамгон лама (Цонкапа) поднялся в Тушиту, этот знаменательный день празднуется уже 604-ый раз. Пусть же силой собрания заслуг, накопленных верой в деяния Ламы Цонкапы, описанные в намтаре, и в знак нашей благодарности за них, совершенными нами молебном, ритуалом подношения, гороо, возжиганием зула и другими благими деяниями, Учение Будды, и в особенности Учение второго Будды Ламы Цонкапы, объединившего Сутру и Тантру, пребудет долго в этом мире! Пусть благородные держатели Учения живут долго и в здравии и умножают свои благие деяния! Пусть наша местная Сангха пополняется, а традиция изучения и практики Дхармы ширится и растет! И пусть силой этого, вооруженные конфликты внутри и за пределами нашей страны прекратятся; наводнения, голод, эпидемии, и прочие тяжкие бедствия полностью и без остатка исчезнут, а Дхарма, благоденствие, счастье и радость — распространятся повсеместно!
Пусть все мы, наши близкие, а также все живые и усопшие существа, питающие надежду или исполняющие свои обеты, с этого момента и до тех пор пока не достигнут высшего просветления, будут неразлучно пребывать под покровительством Сангхи, охраняющей Учение! И пусть под её опекой и руководством они будут ведомы по ступеням реализаций от уровня к уровню и быстро достигнут окончательного и наивысшего состояния 4-х воплощений (или 4 тел: свабхавикакая, нирманакая, самбхогакая, дхармакая). Итак, благоговейно просим прибежища, и да не отступимся мы от него никогда и ни в чем во все времена!
(перевод с рукописи на тибетском)