Главная > Новости > ЗУЛА ХУРАЛ
ЗУЛА ХУРАЛ

В буддизме это день памяти о кончине (о дне ухода в Нирвану) основателя тибетской школы Гелукпа (Geluk school) – реформатора и философа Дже Цонкапы (Je Tsongkhapa, 1357–1419). Его имя переводится как «Человек из луковой долины» (The Man from Onion Valley).

Школа Гелукпа, к которой принадлежит большинство буддистов России, относится к буддизму Махаяны («Большой колесницы»), ставящей во главу учения деятельность во благо всех живых существ.

Лама Цонкапа почитается в Тибете как второй Будда, а два его сочинения – «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) – охватывают духовную практику буддизма во всем его объеме. Сам Цонкапа в конце жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.

Четыре главных деяния Цонкапы связаны с основанием школы Гелукпа:

– реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтреи (в буддийской мифологии – Будда грядущего мирового порядка  как знак тысячелетнего существования новой школы;

– возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета;

– учреждение праздника Монлам Ченмо (15 чудес Будды, что способствовало единению народа и новой школы;

– строительство монастыря Гандан, или «земли Тушита», где обитает Майтрея, и возведение в этом монастыре магической диаграммы – мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сангдуй, Демчог и Дорчжежигжед.

Созданная Цонкапой школа Гелука стала наиболее влиятельной из всех школ Тибета. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Галдан), носит титул гьялва (тиб. – «победитель») и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары.

Во время праздника Зула Хурал миряне приносят в храмы тысячи подношений Учителю. Как правило, это молоко, чай, сладости и масло для лампад, символизирующих учение.

С наступлением темноты внутри и вокруг храмов принято возжигать тысячу лампад (зула), которые освещают путь буддиста, ведущий в нирвану, тысячекратно подавляя невежество. Тем самым, буддисты почитают своих коренных учителей, родителей, близких, всех тех, кто дорог в этой жизни, желая всем живым существам лучшей участи. Считается, что стержень зула образно являет собой человеческое тело, а масло, находящееся в лампаде, символизирует собой человеческие страдания. Сгорая, зула очищает наши негативные проявления, грехи, принося вместе с ним мир и спокойствие.