Храм Будды Грядущего Майдари — шедевр бурятского народного зодчества, архитектурное украшение монастырского комплекса Агинского дацана, был построен на алтарной северной стороне от Цогчен-дацана (Главного Соборного храма). Основная площадь храма равнялась 288 кв. м. В плане здание представляло квадрат, огороженный деревянным заплотом. Архитектурным продолжением объема первого этажа был портик с южной стороны, высотой 6,5 м. перекрытие нижнего и верхнего этажей опирались на 17 колонн, поддерживающих потолок второго этажа, в прорезь которого уходила верхняя часть статуи. Внутреннее пространство составляло единый объем, служивший вместилищем колоссальных статуй. За скульптурной группой Майдари с двумя учениками, стоявшими по центру зала, был установлен алтарь. По описи 1923 года, в реквизите сумэ значится 3 бурхана (божеств) большого размера и 1 сверхбольшого; количество бурханов — 600; из них, статуйные — 591; медные, золоченые, однородные — 500; медные, золоченные, разнородные — 82.
Гигантская статуя Майдари в Агинском дацане высотой в 80 локтей (старая мера длины, примерно 14-15 метров) была приобретена в 1889 году. Инициатором приобретения и строительства одноименного храма был Д-Ж.Данжинов – настоятель дацана, известный среди бурятской интеллигенции как переводчик и автор многих произведений, мыслитель, в свое время активно боровшийся за чистоту религии, искоренение невежества. Свои надежды на просвещение и очищения общества Данжинов связывал с религией, и, в частности, с культом Майдари, рассматривая его как важное средство борьбы за сохранение чистоты буддийских традиций.
12 июля 1889 года Д-Ж.Данжинов представил Бандидо-Хамбо ламе отношение о том, что «прихожане Агинского дацана сделали заявление ему, ширетую, о том, что почетный тайша Самдан Зодбоев, с товарищами, купив от инородца шараитского рода Жанчиб Башалиева металлическое изображение бурхана Майдари с двумя его учениками, пожертвовал его с собственность дацана».
По свидетельству А.М.Позднеева «приобретение бурхана и постройка сумэ, все это заранее было продумано ламами, почетный тайша Зодбоев был только главным сборщиком сумм для покрытия расходов, необходимых на удовлетворение этой затеи, а инородец Жанчиб Башалиев был просто нанят
ламами для перевозки статуи из г.Долон-Нура в Агинский дацан. Память обо всех этих событиях и ролях, которые исполняли в них то или другие лица, доселе еще живы в рассказах агинцев, несмотря на то, что с того времени минуло целое десятилетие».
Не менее интересной информацией располагаем и мы. Так, по некоторым данным, здание сумэ отстроили до приобретения Майдари. Когда же была привезена статуя Майдари (частями), то выяснилось, что при перевозке одна из частей Майдари была оставлена у долонорских мастеров. Поэтому сборка статуи задержалась почти на год. По окончании монтажа, выяснилось, что отстроенное здание не соответствует размерами статуи, что повлекло за собой дополнительные затруднения. При установлении скульптуры в сумэ пришлось опустить уровень пола ниже уровня земли примерно на метр с лишним.
Статуя Майдари, как уже указывалось выше, была приобретена у долонорских мастеров за работу, которой было уплачено, по данным А.Позднеева, 12000 рублей. Б.Барадин в своем отчете за 1903 год указывает сумму 9400 лань, в Сибирской советской энциклопедии «стоимость этого бурхана оценивалась в 20502 рубля». Вот такие разноречивые данные, но бесспорно, что она была специально заказана китайским мастерам и перевезена караваном в Агинский дацан. Интересную информацию нам удалось найти в дневниковых записях Б.Барадина, где он пишет что «Лик Майтреи исполнил Дулзул Боролдоев» для заказа в Долонор (Дулзул Боролдоев – иконописец дацана).
Статуя была составлена из семи отдельных частей (голова, грудь, две руки, нижняя часть туловища, две ноги). Когда изображение божества собиралось в целое, то существовала определенная система заполнения полой части поверхности статуи, куда входили семена растений, курительные свечи, благовоние и прочее. В голову клали 9 различных предметов, в горло – 1, в грудь – 20, куда входили священные книги Ганджур 108 томов и мани, в туловище 19 предметов в ее нижнюю часть – 2, в подставку – 6. Также в число полагаемых вещей в статую входил и пелден – вещество в форме белых круглых пилюль, почитаемое как драгоценность-святыня, выходящее из тела будд.
В собранном виде статуя по величине и симметричности была одним из монументальных, образцовых произведений культурного зодчества.
Высота статуи по архивным источникам достигала 5 саженей и 1 аршина. В окружности, в нижней своей части, надо полагать, была около 16-20 саженей. По данным Б.Барадина, «Агинский Майтрей в 70 локтей», среди агинских старожилов в памяти иная мера высоты – 80 локтей. Но если судить по просмотренному нами фильму «К 10-летию образования Бурят-Монгольской АССР» и проекту сумэ, по нашим расчетам, высота статуи сидя на львином троне была не более 14 метров. По сохранившемуся лику Будды Грядущего Майдари по подсчетам архитекторов было определено, что высота статуи в полный рост составляет 16,5 метров.
15 сентября 1935 года, на основании Постановления Президиума АИКа от 1 сентября 1935 года была произведена распродажа домов, находящихся на территории монастырского комплекса: здание Майдари было оценено в 5 тыс. рублей. Один из старейших жителей села Амитхаша Осоронов Нуралха 1927 г.р., рассказал, что он помнит со слов жительницы села Амитхаша Балдановой Хончин, что из Ленинграда 1939 году приехала русская женщина, некто Григорьева, владеющая тибетским языком. Она находилась в Агинском дацане все лето и занималась сортировкой и упаковкой в деревянные ящики фрагментов статуи Майдари и отправляла их в Ленинградский музей. К моменту ее приезда статуя Майдари была уже варварски разобрана – видимо искали драгоценности находящиеся во внутреннем содержании статуи.
Так же он рассказал, что работающий на моторно-тракторной станции Амитхаши комбайнер Нанзадай Найдан в свободное от работы время подрабатывал, производя ящики для перевозки фрагментов статуи Майдари. Сумэ Майдари было разобрано и перевезено в поселок Могойтуй в 1943 году, где, после сборки на новом месте, в нем было размещено СПТУ. Что касается статуи Майдари, то она была перевезена в 1940 году в Ленинград, что видно из докладной директора Музея истории и религии (СПб) за отчетный год. В данном документе сообщается, что фонды Музея пополнились материалами экспедиции АН СССР в Бурят-Монголию (около 200 ящиков) различных предметов культа, среди них уникальная статуя Будды Майдари размером около 14,5 метров.
В 1990 году в разобранном некомплектном виде фрагменты статуи Майдари были возвращены буддийской общине Агинского дацана Музеем истории и религии.
В 2007-2008 гг. на средства, выделенные администрацией Агинского Бурятского автономного округа, сумэ Майдари было возведено вновь, на месте исторического храма. В 2008 году для сборки статуи были приглашены чеканных дел мастера, но при детальном исследовании оказалось, что присутствует всего около 15% фрагментов статуи. По нашей версии, большая часть статуи, находившаяся в Музее, безвозвратно утеряна. В том же году благодаря помощи и подержке всех жителей и верующих нашего края и из других регионов нашей страны, была собрана большая часть Священного внутреннего содержания «Шун».
В настоящее время в Агинском Дацане ведутся реставрационно-восcтановительные работы 14-метровой статуи Майдари. Работы проводит ООО «Лотос». Финансовые средства на восстановление статуи Майдари и его двух учеников были выделены по федерально-целевой программе министерства культуры РФ. Одновремено с возведением статуи, также ведутся работы по закладке Священного внутреннего содержания «Шун» статуи Майдари
.