Покоритель всех существ, включая вышних,
Мира и богов Учитель, принц наш Шакья,
Снизойдя с небес путем богов чудесным,
Всех существ с богами осчастливил.
О чем же это благовествовательное вступление? а также
следующие строфы Панчена Шакьяшри в которых сказано:
Буддой стал в четвертый месяц в полнолунье,
В день шестой шестого повернул колесо Учения,
И в девятую луну двадцать второго
Снизошел с божественных небес на землю.
Тут говорится, что 22-е число месяца Ашвини или девятого
лунного месяца — это праздничный день «Схождения с небес».
Кроме этих чудных свершений, есть еще чудесное деяние, в
котором Будда одержал верх над шестью лжеучителями,
соревновавшимися с ним в магических способностях. Это
деяние известно, как большое чудесное деяние, а схождение с
небес называют меньшим или второстепенным чудесным
деянием. Говорится, что это случилось в год семнадцатого
летнего ретрита. Что же все таки он сделал?
После победы на шестью лжеучителями, много людей
стали почитать Будду и его последователей. Почести,
оказываемые сангхе, привели к увеличению нежелательной
суеты вокруг неё, в чем Будда усмотрел препятствие для
практики Дхармы. Желая положить этому конец, а также ради
наставления в Учении своей матери Махамайи,
возродившейся среди Тридцати трех божеств, Будда вместе с
Шарипутрой, Махакашьяпой и еще восемью тысячами
архатами вознесся к миру Тридцати трех и расположившись
на плато Армонига под Древом исполнения желаний [на горе
Сумеру], все приняли «летние обеты». Там перед богами
Буддой было произнесено Благое Учение cутры «Белого
зонта», а в божественном саду Шакры он возвестил «Тантру
очищения дурных уделов» , после чего проповедал тарни-
сутры «Жалсан Цемо Пунжен» (Арьядхаджагракэюра-
дхарани), Цукдэр Намжилма (Ушнишавиджая-дхарани) и
«Дэнбрэл нинпо» — «Суть взаимозависимого возникновенния»
(Пратитьясамутпада хридая-дхарани).
В канун окончания летнего ретрита по просьбе монахов
Маугдальяна поднялся в сферу Тридцати трех богов и просил
Будду снизойти на землю. «Через семь дней — сказал Будда — в
городе Самкашья в саду Аваджары у дерева Удумбара [будет
праздник окончания ретрита]. Вели всем придти туда».
Маугдальяна тут же отправился выполнять поручение. После
того как он сообщил, что их просьба передана Будде и
остальным, все монахи стали приготовлять то место [к
проведению праздника], подмели его и побрызгали водой. Тем
временем, Будда поднимаясь все выше от одной
божественной сферы к другой, достиг небес Тушита, где
возвестил «Тантру различных проявлений Тары»
(Таравишвакармабхава-тантра) и «Тантру очищения
омрачений» (Сарваниварана вискамбхини-тантра). Далее, [на
небесах Нирманарати] проповедал «Сутру основ
совершенства понимания в 150-ти стихах». (Праджняпарамита
наяшатапаншатика-сутра) и «Собрание тантрических
предписаний» (Кальпасамграха-тантра). [В Акаништхе] Им
были изложены «Тантра трех обетований» (Трисамая
вьюхараджа-тантра), «Сутра обретения высшего знания в
момент смерти» (Атагняна-сутра) и другие учения. Затем,
вновь спустившись в мир Тридцати трех божеств, Будда
даровал там тарни сутру «Пречистая ушниша»
(Вималошниша-дхарани). Тогда божественный мастер
Вишвакарман по поручению владыки богов Индры одну за
одной изготовил три лестницы, ведущие с небес в город
Самкашья. Центральная лестница была сделана из берилла,
справа от неё — из золота и слева — из хрусталя. В 22-ой день
Будда в сопровождении богов спустился на землю. Он
снизошел по центральной лестнице. По правой лестнице,
обмахивая Будду веером, спускался Брахма с богами мира
форм, а по левой вместе с богами мира желаний спускался
Индра, держащий над Буддой зонт. Чтобы предотвратить
сомнения в том, что по лестнице, сделанной Вишвакарманом,
можно ходить, Будда половину пути по ней проделал на
ногах, а половину — перемещаясь чудесным образом. При этом
на расстояние 12-ти йоджан в округе распространилось
благоухание сандала. Спустившись в город Самкашья, Будда
воссел на Львиный трон, [и силой его благословения] все, кто
там был, увидели также богов и богинь. Тем временем царь
Утраяна с окружением из монахов, монахинь и
последователей-мирян обоего пола составили свиту Будде, а
Дхармапала и другие гандхарвы (небесные музыканты) так
усердно музицировали и били [в барабаны], что даже тела
великих архатов сотрясались. На том месте верующие
впоследствии воздвигли ступу «Схождения с небес», по
четырем сторонам которой были изображены ступени
лестницы. Пусть заслуги, собранные нами в эти праздничные
дни, от таких благих деяний, как чтение хурала, выполнения
поклонений, подношений и гороо, послужат укреплению,
повсеместному распространению и долгому пребыванию
Учения Будды! И пусть держатели Учения будут жить долго и
в здравии, а их благая деятельность ширится и растет! Пусть
все внешние и внутренние препятствия благотворителей и
доброжелателей Учения устранятся, а все их благие замыслы
осуществятся! Пусть же и те, кто ушел из этой жизни, не
впадут в дурные уделы, но всегда обретают хорошее
человеческое рождение и легко достигают состояния
наивысшего пробуждения! Пусть как в нашей стране, так и во
всем мире все нестроения и бедствия полностью прекратятся,
— так, что и сами их названия исчезнут; а дхарма, изобилие,
счастье и радость — пусть распространятся повсюду!
В заключении же просим спасительного прибежища,
которое позволило бы нам и всем, связанным с нами и
надеющимся на нас существам, усопшим и здравствующим,
начиная с этого момента и вплоть до достижения наивысшего
пробуждения, будучи хранимыми Учением и направляемыми
Сангхой, постепенно продвигаться по ступеням осознания,
пока мы наконец быстро не реализуем состояния четырех тел
(свабхавикакая, нирманакая, самбхогакая, дхармакая). Да не
отступимся же мы этого Прибежища никогда и ни в чем!
САНЖАДАЙ ХУРАЛ
3 ноября в 10:00 и 15:00 — Ганжур
4,5,6 ноября с 8:00, 10:30 и 15:00 — Санжадай хурал
7 ноября в 10:00 — Далга