Главная > Новости > Сагаалган — буддийский Новый год.
Сагаалган — буддийский Новый год.

Сагаалган — буддийский Новый год

Для кочевых народов Азии, лунный календарь сыграл важную роль в становлении культурных, религиозных и даже социальных традиций и ценностей. И не смотря на время, этот факт и по сей день организует быт и уклад современных бурят Забайкальского края. Лунный сильно отличается от привычного Григорианского, поэтому желательно иметь на руках составленную таблицу на указанный год.

Сейчас, в Агинском дацане проходят основные молебны Сагаалгана — буддийского Нового года по лунному календарю 2024, года Синего Дракона в стихии «Дерево». Особо примечательно то, что празднества ведутся в восстановленном Сокчен дугане,  главного соборного храма Агинского дацана, после пожара в мае 2014 года.

Хуралы (буддийские молебны), проходят традиционно по устоявшимся правилам, когда в первый день (в этом году 6 февраля) читался канон Ганджуур, изречения Будды Шакьямуни, записанные на тибетском языке в 108 томах, для того чтобы прихожане получали наставления Будды, даже не зная тибетского языка. Далее (7 и 8 февраля), было большое чтение молебнов, посвященных Хранителям Буддизма — Сахюусанам — Жигжед, Гомбо и Чойжил, которые должны защитить всех живых существ в новом году от любых невзгод. Хурал в эти дни начинается с 6 утра, и продолжается с несколькими перерывами до 18 часов вечера.

Одними из важных лиц в монастыре являются Гэсхы ламы, держатели строгой монашеской дисциплины, которые олицетворяют собой сдержанность и нравственность. Авторитет Гэсхы непререкаем, и никто в дацане не имеет права перечить их решениям, кроме настоятеля, т.к. считается, что они являются правой рукой буддийских Хранителей — Сахюусанов, и именно такой подход помогает развивать самые сильные качества человека, ведь чем больше запретов у ума, тем больше стремления у него достичь гармонии с самим с собой.

Вечером (8 февраля), с 18 часов прошел наиболее зрелищный молебен Дугжууба, с традиционным сжиганием большого костра Сор, в котором должны исчезнуть неблагие накопления прошлого года, чтобы с чистой душой встретить наступающий.

«Дугжууба» — молебен, во время которого проводится торжественное мистериальное уничтожение злых духов. В магический трехгранный конус «Сор» с черепом на вершине и пламенеющими гранями вселяют враждебных духов всех десяти сторон света и духов, причиняющих 64 вида страданий, болезней, преждевременной смерти. «Сор» выносят из дацана и сжигают за пределами монастыря.

Смотреть на горящее пламя не рекомендуется, так как в нем сжигается негатив, способный однако вернуться обратно, если смотреть на пламя. Для этого неподалеку от места проведения молебна в воздухе взрывают салюты, чтобы прихожане отворачивались от яркого пламени костра.

На следующий же день после Дугжуубы, с 22 часов вечера (9 февраля) и до утра (7 часов 10 февраля) проходит самый продолжительный хурал в году — Лхамо, посвященный одноименной Хранительнице буддийского Учения, которая помогает встретить Новый год по лунному календарю, и устраняет препятствия на жизненном пути. Молебен проходит с небольшими перерывами, и по завершении его наступает Сагаалган — приход весны по лунному календарю. Считается хорошим знаком, если прихожанин сделает несколько кругов (гороо) внутри или снаружи храма, где проходят хуралы. Таким образом, он как бы приглашает в свой дом Хранительницу Лхамо, открывая двери счастью и благополучию, и вместе с тем, устраняя негатив на своем жизненном пути.

По завершении молебна Лхамо, наступает Сагаалган, когда необходимо поздравить каждого встречного человека, обменявшись хадаками (разноцветными шелковыми шарфами), что символизирует благопожелание и пожелание безмерной добродетели, которое возвращается. И чем большему количеству человек вы пожелаете счастья, тем лучше будет наступивший год. Также, принято щедро принимать гостей, и ходить в гости всей семьей, с тем же посылом.

Сагаалган, это сохранившийся образ семейного и народного единства, в сохранении традиций и культурных ценностей, имеет гораздо более важное значение, нежели обычный праздник. Его суть, в поддержании и развитии лучших духовных качеств человека, который стремится развивать добродетель, и достигать высших целей. И роль Сагаалгана в современности по прежнему велика.