Сангха России отмечает в 2014 г. юбилейные мероприятия празднования великой даты — 250-летие с момента основания в 1764 г. императрицей Екатериной II института Пандито Хамбо лам России. С 15 по 18 августа торжественные мероприятия посвященные этой дате на территории Забайкальского края начались в с. Колочное Читинского района, на месте рождения XVIII Пандито Хамбо ламы Еши Доржи Шарапова (Шарапов Еши Доржи – (1892 – 1963) родился в с. Колошное Хауцайского аймака Забайкальской области. Послушник-хуварак Гусиноозерского дацана, прошел все стадии духовного образования, защитил духовное звание «гэбши», затем — высшее духовное звание «габжа». В 1927 году принял участие во Всероссийском Духовном Соборе буддистов СССР в г. Москве. В годы репрессий выслан в Красноярский край, где проработал 30 лет на разных предприятиях. В 1956 году избран Пандито Хамбо Ламой (председателем Центрального Духовного Управления буддистов).
Глубокие познания в буддийской философии, дар дипломатии и дальновидность Пандито Хамбо Ламы вывели буддийскую церковь на международную арену. За шестилетний период деятельности Хамбо Ламы были заложены международные связи с буддийскими странами – Индией, Непалом, Шри-Ланка, Бирмой, Японией, Камбоджей. В 1950 году, по инициативе буддистов Юго-Восточной Азии, создается Всемирное братство буддистов, ЦДУБ становится ее активным членом. В 1956 году делегация буддистов из России впервые была приглашена на IV Всемирную конференцию буддистов в г. Катманду.
В честь высокообразованного ученого ламы, истинного последователя Будды — Шарапова Еши Доржи Ламы в Агинском и Иволгинском дацанах построены субурганы, в них вложены прах Хамбо Ламы.) был проведен молебен «Ламын Согшод» — ритуал почитания Учителя, Пандито Хамбо ламой Дамба Аюшеевым и ламами БТСР. После окончания молебна, в Угданском дацане прошли культурное мероприятие и ставшими традиционными «Эрын Гурбан Наадан».
16 августа Пандито Хамбо ламой Дамба Аюшеевым было проведено рамнай – освящение медитационного центра «Уржин Ханда» в Узонском дацане. Возрождение священного места, связанно с многолетним затворничеством шэрээтэ Хужартайского дацана Лосол-ламы. (В Узоне в местности Доодо-Иля в семье Сундуева Бушуудай восьмым из девяти сыновей родился в 1879 году мальчик, при рождении которого произошли природные знамения. Знаменитые астрологи Агинского дацана предсказали, что мальчик будет ламой-прорицателем. Ему дали имя Лосол.
По достижении десяти лет мальчика отдали в ученики к знатному ламе Агинского дацана. Более десяти лет Лосол обучался в дацане и окончил учебу с отличными оценками, получив звание Габжа-ламы.
В то время в Хужартайском дацане один за другим умирали настоятели, и тогда руководство Агинского дацана, зная о его умении ограждать себя и других от стрел зависти и вражды, назначает его тринадцатым шэрээ-тэ. Череда смертей прекратилась. Лосол-лама через несколько лет был назначен шэрээтэ-ламой Тарбагатайского дацана. Здесь он руководил постройкой домика-сумэ для Божества Абидын-Шангод. При проведении обряда помещения на постоянное место в сумэ с удивлением заметил, что Божество моргнуло одним глазом. Об этом Лосол-лама рассказал брату, заметив, что это нехороший признак будущего упадка буддийской религии.
Свидетелем разговора была его племянница Норжима Николаева. Она рассказывала, что Лосол-лама предсказал ее матери Чимит, жене его брата, о том, что в старости она будет опекаться только дочерью Норжимой. Спросить, а где будут в то время ее трое сыновей, Чимит не решилась. Пророчество сбылось: Гончикжаб умер от болезни, Дашидондок и Гончикцынге погибли на войне.
Девяностолетний ветеран войны и труда Цыден-Еши Балданов вспоминал: «В 1929 году меня по линии военкомата направили в летную школу. Узнав об этом, Лосол-лама передал через людей, чтобы я встретился с ним. С некоторым удивлением я зашел к нему домой. Он усадил меня и, попросив дать ладонь, внимательно посмотрел линии на ней: «Твоя дорога жизни длинная, многое увидишь, услышишь, опасности будут, но все будет хорошо». Затем дал красную нитку зандя, чтобы носил, не снимая. И подарил аюша-хадак. Это были обереги, освященные его молитвами. Эти бесценные подарки я с благодарностью пронес через все годы службы в армии и на фронтах Великой Отечественной.
Под старость лет Лосол-лама вернулся из Тарбагатайского дацана в Доодо-Илю и в пади Эребик, на южном склоне горы Уржин, подальше от людей, поселился в маленьком деревянном домике, где были только божница и самые необходимые предметы.
В то время ни у кого даже в мыслях не было, что село Узон будет на том месте, где оно стоит сейчас. Однажды после окончания важного молебна он сказал: «В будущем наступит время, когда вы и ваши дети соберетесь и поселитесь в устье Эребика, на каменистой пади возле реки Иля, и будете жить благополучно и счастливо».
Внучатый племянник Лосол-ламы Шираб-ахай Цыбендоржиев вспоминал: «Хорошо помню разговоры старших о том, как в 1932 году по постановлению властей Галсан Гончиков вынужден был арестовать нашего Лосол-ламу и увезти в Агинскую тюрьму. Он приехал на бричке, запряженной тройкой лошадей. Новость мгновенно облетела все стойбища, и провожать дорогого человека собрались и стар и млад, его родственники. Прощаясь со всеми, Ламгуа сказал: «Не плачьте и не горюйте. Я стал жертвой веления времени и ни на кого не обижаюсь. Благословляю вас на хорошую и благополучную жизнь. Долго мучиться и страдать я не буду, уйду в нужное время».
…Родственники Лосол-ламы совместно с односельчанами возвели на вершине Уржин толгой посвященный ему субурган. В 2003 году ламы Узонского дацана подняли вопрос о возрождении священного места «Уржин Хандо» и открытии здесь Центра медитации. В том же году посетил это место Пандито Хамба-лама Буддийской Традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев и дал благословение началу строительства Центра. Из села Усть-Обор привезли стройматериалы для двух домиков, из сел Чиндалей и Алханай — по одному домику. Дуган и столовую, забор построили узонцы.) После окончания рамнай — освящения медитационного центра «Уржин Ханда» в Узонском дацане прошли спортивные мероприятия «Эрын Гурбан Наадан».
17 августа на месте рождения XIX Пандито Хамбо ламы Жамбал-Доржи Гомбоева (Гомбоев Жамбал Доржи – (1897-1983 гг) – один из крупнейших деятелей буддийской церкви России. Родился в с. Таптанай Агинской степной думы, принадлежит к роду бодонгут. В возрасте восьми лет его родители, верующие буддисты, отправились в паломничество в Ургу, чтобы представить мальчика Его Святейшеству Далай Ламе XIII, пребывавшему в Монголии. В 1908 году Жамбал Доржи поступил в Агинский дацан, где начал изучать буддийскую философию и тибетский язык. В 1918 году защитил степень «гэбши», преподавал философию в Хандагатайском дацане (Тункинский район). Он прошел все ступени духовного образования в монастырях России и в монастыре Гандан в Монголии. В 1930 году вернулся в Агинский дацан, защитив высшую богословскую степень «габжи». В 1963 году на собрании буддистов СССР избирается XIX Пандито Хамбо Лама, им становится Жамбал-Доржи Гомбоев, находящийся в должности Дид Хамбо ламы и шэрээтэ ламы Агинского дацана, уроженец села Табтанай. За 20-летнее пребывание на посту Пандито Хамбо Ламы Жамбал-Доржи Гомбоевым провел огромную работу по восстановлению и укреплению буддийской церкви не только в СССР, но за рубежом.
Активная его деятельность была разносторонней и направлена на возрождение духовных традиций. Усилиями Хамбо ламы Гомбоева и Хамбо ламы Монголии Гомбожава был открыт Буддийский институт при монастыре «Гандантэкченлинг хийд» в г.Улан-Баторе и традиция монастырского образования была восстановлена.
Жамбал-Доржи Гомбоев один из инициаторов создания Азиатской буддийской конференции мира, и до конца жизни являлся одним из руководителей этой авторитетной организации. Именно Гомбоев сумел привлечь Кушок Бакулу ринпоче к руководству АБКМ.
В жизни Жамбал-Доржи Гомбоев был требовательным, прежде всего к себе, строгим, можно сказать, даже суровым. Но его «суровость» удивительным образом сочеталась с необычайной душевной добротой и сердечностью. Он был человеком острого ума, обладал чистым устремлением настоящего бодхисатвы. Он одинаково уважительно относился ко всем людям, не зависимо от их положения, ранга, чина и возраста.
В 1983 году по состоянию здоровья, попросил освободить его от должности. Он говорил, что, «Хамбо-лама» не почетная должность, а огромная ответственность. Его избрали пожизненным почетным Хамбо Ламой. Умер Пандито хамбо-лама в 1983 году в поселке Агинское.
Хамбо-лама Жамбал-Доржи Гомбоев награжден орденами «Дружбы народов» и «Знак почета», а также орденами, медалями и почетными грамотами многих государств. Он является почетным доктором академий Непала, Индии, Шри- Ланки, Бирмы.) в местности Аса-Шибирь с. Табтанай у субургана возведенного ему был проведен молебен «Ламын Согшод» — ритуал почитания Учителя. Хамба лама Дамба Аюшеев в своем выступлении приводит пример самоотверженности и целеустремленности в деле распространения Учения Будды Жамбал – Доржи Гомбоева. Благодаря его вкладу в развитие Буддизма и активную международную деятельность, в мире узнают, что в советской России буддизм сохранился и развивается. Являясь одним из инициаторов открытия Буддийского института им. Занабазара в Улан-Баторе, Жамбал – Доржи Гомбоев успевает воспитать новое поколение лам, успевающих получить посвящение от преклонных учителей, носителей знаний идущих от самого Будды.
В тот же день колонна во главе с Хамбо ламой прибывает в местность Даши Хонхор с. Хойто-Ага, место рождения XX Пандито Хамбо ламы Жимба-Жамсо Эрдынеева, (Эрдынеев Жимба Жамсо – (1907-1990) — родился в местности Хойто-Ага Агинского аймака. В годы репрессий находился в ссылке в Иркутской области. После ухода из жизни Хамбо-ламы Жамбал-Доржи Гомбоева в марте 1983 года уроженец с. Хойто-Ага Жимба-Жамсо Эрдынеев (1907-1990) был избран Председателем Центрального духовного управления буддистов СССР /ЦДУБ/ и стал ХХ-м Хамба ламой. Служил в Агинском дацане. Занимал должность Гэсхы ламы. В 1967 году Жимба-Жамсо Эрдынеев был отозван в Иволгинский дацан по приглашению Хамба-ламы Жамбал – Доржи Гомбоева в качестве Дид хамбо – ламы и проработал им до 1983 года. Работая Дид хамбо – ламой, сумел навести порядок в библиотеке Иволгинского дацана.
Занимая пост Хамбо ламы принимал активное участие в общественно-политической жизни Бурятской АССР, Советского Союза. В составе делегации религиозных деятелей СССР посещал страны Центральной Азии, как миротворец, как посланец мира и дружбы. В своё время встречался с Далай ламой, Индирой Ганди, премьер-министром Индии и с другими видными деятелями многих стран мира. Работал в Японии, Индонезия, Вьетнаме, Лаосе, Китае, Таиланде, Непале, Англии, Филиппинах, Монголии, Бутане, Малайзии, и т. д.
Участвовал в праздновании 1000-летия православной церкви Руси в г. Москве. Занимался просветительской деятельностью. Читал лекции в филиале АН СССР в г. Улан-Удэ В феврале 1987 года Жимба-Жамсо Эрдынеев был награждён орденом Дружбы народов и другими правительственными наградами за заслуги в укреплении мира и дружбы между народами. Был членом Советского комитета защиты мира.
Глубокое знание буддийской философии, мудрость, доброта и истинное сострадание к всем окружающим снискали уважение и почтение среди буддийского духовенства и верующих.), где был проведен также ритуал почитания Учителя – Ламын Согшод и молебен «Мандал Шива». После молебна Хамбо лама с земляками Жимба-Жамсо Эрдынеева поделился воспоминаниями о нем, так как он застал его при жизни и знал Жимба – Жамсо Эрдынеева как доброго, умного, отзывчивого человека и большого ученого с кладезью неисчерпаемых знаний. Перенесшего тяготы репрессий и ужасы войны, считает что Хамбо лама Жимба-Жамсо Эрдынеев находился под покровительством Зеленой Тары, поэтому Зеленая Тара покровительствует всем жителям с. Хойто – Аги, и призвал верующих чтить и помнить своего земляка Жимба-Жамсо Эрдынеева.
18 августа в с. Урдо-Ага в рамках празднования 250 – летнего Пандито Хамбо Ламой Дамба Аюшеевым было проведено освящение – рамнай субургана посвященного Дид Хамбо ламе Мухадайн Галсан Хайдуб. (Галсан Хайдуб – лама, выходец из хубдутского рода, по имеющимся данным, родился в 1881 году, в год железной змеи. Судьба свела его с Агван-Лобсан Доржиевым (1853-1938), ученым, дипломатом, просветителем, учителем Далай ламы ХIIIи его представителем в России, настоятелем Санкт-Петербургского дацана, выходцем из галзутского рода одиннадцати хоринских бурят. По всей видимости, Хайдуб — лама был успевающим учеником и вскоре становится первым помощником своего учителя Агвана Доржиева. Он рассказывал выдающемуся бурятскому философу, буддологу и тибетологу Б.Дандарону ( 1914 г.р.), что вместе с А.Доржиевым в 1922 году был на аудиенции у Ленина, и что при этом присутствовал Сталин, которому было поручено заняться вопросами, поставленными ламами. В 1928 году на III Духовном Соборе Галсанов Хайдуб был избран и.о. председателя Центрального Духовного Совета буддистов Восточной Сибири. 28 ноября 1931 г. Коллегией ОГПУ был приговорён к трем годам высылки по ст.58-2 УК РСФСР. Можно представить, в какое тяжелое для северного буддизма время происходили эти события, и какое нужно иметь мужество, духовный подвиг для достижения намеченной цели. Во время Великой Отечественной войны Сталин начал опираться на патриотическую позицию духовенства. В 1944 году он встречался с бурятскими ламами под руководством Дид Хамбо ламы Хайдуб Галсанова, где рассматривался вопрос об открытии буддийского монастыря в Бурят- Монгольской республике. Призыв буддийского духовенства «Все для фронта» оказал мощное влияние на бурятское население. Так, Дид Хамбо лама в своем выступлении говорил: «Нам надо поднимать дух верующего населения и производить сбор средств в Фонд Красной Армии и путем совершения молитвы разъяснять верующим о необходимости помощи своей Родине». Был начат сбор средств в Фонд обороны. Согласно архивным материалам и данным Госбанка СССР, от бурятских буддистов и духовенства в Фонд защиты Отечества поступило около полумиллиона рублей, а Галсанов Хайдуб лично внес 90 тысяч рублей, за что получил благодарность от Сталина. И вот через 22 года он напомнил Сталину о том разговоре с Лениным, где ему, Сталину, было поручено заняться вопросами забайкальских лам. В 1945 году была еще одна встреча Сталина с Галсановым Хайдуб, и 2 мая постановлением Совнаркома Бурят-Монгольской АССР было разрешено открыть буддийский храм. Так появился Иволгинский дацан. В Агинском округе открылся второй дацан. И вот в такой, казалось бы, безнадежной атмосфере в Забайкалье снова зажглась лампада со своим « Мунхэ зула». 12 декабря 1945 года во главе с Галсановым Хайдубом была проведена первая открытая служба « Сахюусан хурал», а в феврале следующего года — « Сагаалганай хурал» с соблюдением всех религиозно — обрядовых канонов. Досточтимый Дид Хамбо лама Галсанов Хайдуб умер в 1946 году. Реабилитирован 02 ноября 1989 года.) После завершения рамнай были проведены спортивные мероприятия «Эрын Гурбан Наадан» и концерт народной самодеятельности с. Урдо-Ага.