Сегодня, 14 февраля 2014 г. завершился цикл хуралов (молебнов) Сагаалгана — буддийского Нового года – «Монлам Ченмо». «Монлам Ченмо» характеризует цикл молебнов уходящего и наступающего года. Он был основан великим Чже Цзонкапой, и посвящен победе Будды Шакьямуни над тиртиками (создававших философские и иные противоречия), утвердил буддийское Учение, и совершил 15 чудес.
Пятнадцать чудес Будды Шакьямуни.
В знаменитой «Сутре о мудрости и глупости» рассказывается, что в самом начале распространения своего Учения, когда сотни последователей принимали Будду своим Учителем, становились членами его сангхи (общины), священнослужители местных традиционных культов немало чинили препятствий. Показывая различные чудеса, они пытались убедить своих бывших учеников и слуг, что Будда, их новый Учитель, не способен являть такие сиддхи, что это и доказывает ложность его Учения. Шесть монахов-аскетов, от которых к Будде ушли ученики, возненавидев Победоносного, из зависти стали его поносить и смеяться над его Учением.
Сначала Будда не обращал внимания на происходящее, но позже был вынужден уступить просьбам своих преданных учеников. И чтобы остановить этих лжеучителей – придворных советников младшего брата царя Бимбисара, в г. Шравасти, во время диспута с ними, состоявшегося в первый день весеннего месяца, Будда в присутствии огромного количества людей – жителей городов Вайшали, Раджагриха, Каушамби, Шравасти и др., в течение 15 дней являл чудеса…
В первый день первого весеннего месяца Будда воткнул в землю свою зубочистку, и из нее тут же выросло огромное дерево, состоящее из 7 драгоценностей, закрывшее своими гигантскими ветвями все небо, солнце и луну. На этих ветвях висели огромные, тяжелые плоды, подобные огромным кувшинам для хранения воды… Благоухание плодов и цветов этого дерева насытило запахами умы сотни людей, присутствовавших на диспуте, и они почувствовали себя счастливыми…
Во второй день, слегка взмахнув рукой, справа и слева от себя, Будда воздвиг высокие горы, где пышно цвели фруктовые деревья. В горах справа люди собирали чудесные нектарные плоды и с наслаждением их вкушали. А в горах слева не спеша, спокойно паслись тучные стада…
На третий день после угощения Учитель ополоснул водой рот и выплюнул ее на землю. В мгновение ока эта вода стала превращаться в красивейшее озеро, зеркальная гладь которого была покрыта сотнями тысяч огромных благоухающих лотосов…
В четвертый день по двум сторонам этого озера Будда сотворил по восемь каналов. Журчащая в них вода обрела качества человеческого голоса, который проповедовал Дхарму… Многие слушатели обрели плоды «прорезавшегося слуха», встали на путь Бодхисаттвы и пошли путем благих деяний.
На пятый день Будда, окинув милостивым взором своих бхикшу, одарил их ослепительной улыбкой! Ее божественный свет чудесным образом озарил своим сиянием этот мир и другие тысячи миров! Все живые существа, которым посчастливилось увидеть этот свет, получили великие благословения Победоносного Будды…
В шестой день Учительсвершил невероятное – все мысли присутствующих, и плохие, и хорошие, стали всем вокруг известны…
На седьмой день Будда даровал каждому из присутствующих почувствовать себя Чакравартином – благородным правителем мира, у которого из земных благ есть всё, но осталось только одно неисполненное желание – постичь Дхарму.
На восьмой день случилось невероятное – Будда явил Божество Силы Ваджрапани и вместе с ним в месте диспута появились страшные пять ракшасов, которые набросились на лжеучителей. В диком страхе они бежали и бросились в реку. Все 90 тысяч сторонников этих монахов распростерлись перед Буддой и приняли его своим Учителем, на что он дал свое согласие. После этого из тела Победоносного изошло 80 тысяч золотых лучей, на конце каждого из которых раскрылся лотос, в котором сидел один из будд, проповедовавших Дхарму…
На девятый день Будда проявил сиддхи «больше большего» — он обрел огромное тело, достигшего мира богов, таким образом одновременно продолжал давать наставления.
В десятый день Учитель проявил величайшее чудо – во всех странах, откуда прибыли на этот великий диспут благородные цари, он проявился одновременно, даруя Знание их жителям…
В одиннадцатый день Будда проявил сиддхи быть невидимым и совершил трансформацию в светящийся луч. В таком облике он продолжил давать свое Учение. Это произошло, когда он был в гостях у одного из жителей г. Шравасти.
На двенадцатый день он снова был приглашен в гости еще одним благородным семейством. Здесь Будда проявил еще одно чудо – испустил из своего тела мириады золотых лучей, наполнивших его благословением тысячи миров…
В тринадцатый день, во время проповеди, Будда испустил из тела два луча длиной в семь саженей, на концах которых распустились лотосы, в котором находился сам Будда в своей нирманакайя-форме. Из их тел далее также исходили по два луча с лотосами… И это происходило до тех пор, пока все сферы всех миров не заполнились их божественным присутствием, благословляя все обитающие в них живые существа…
На четырнадцатый день Будду с его свитой пригласил в гости один царь. При встрече великого Учителя в соответствии с традицией, этот человек усыпал землю множеством цветов. Увидев это, Будда превратил их всех в 1250 сверкающих золотых колесниц, заполнивших всю вселенную трех тысяч миров своим ослепительным сиянием… После этого он продолжил проповедь.
На пятнадцатый день Будда вместе с учениками был приглашен во дворец к своему преданному ученику — царю Бимбисара. Дав согласие, Учитель сказал, чтоб была приготовлена только посуда. Перед вкушением пищи в одно мгновение он наполнил ее разнообразными яствами. Когда все присутствующие почувствовали свой ум счастливым, пребывающим в благости и спокойствии, как вдруг Будда явил им невероятное – перед ними раскрылась бездна, в которой все они увидели невыносимые страдания грешников, обитающих во всех 18 холодных и горячих адах! Смрад, стоны, крики, зловоние и ужас исходили из этой бездны… Всех присутствующих охватил страх…
Будда объяснил им, что такая же участь ждет всех, кто живет только ради наслаждений, обуреваемый страстями и пороками… Тех, кто стал рабом своего собственного эго… Когда все видения исчезли, у присутствующих еще больше укрепилась вера в истинность и могущество Учения Будды.
С тех пор великая слава Победоносного распространилась по всей земле, по всем мирам!
И тот, кто породил в себе веру в могущество Будды, Дхармы и Сангхи, веру в чистоту Учения, его величие и высшее совершенство, приносит свои искренние поклоны Будде, желает сделать свою жизнь успешной, стремится услышать и понять это универсальное Учение, подобно тем тысячам жителей, что собрались тогда в Шравасти…
И поэтому из величайшего желания блага всем живым существам Богдо Цзонхава (Лама Цонкапа) шесть столетий назад основал этот хурал Монлам Ченмо, помогающий увидеть нам себя совсем с другой стороны, раскрыть и правильно понять причины всех успехов и удач прошедшего года, попытаться познать и понять тайну своих страданий, не только выпавших в этот год, но и в жизни вообще… Попытаться раскаяться, если где-то что-то сделали неправильно.
Белый месяц – это не только праздник, но и момент Истины, событие с глубокой философской основой.
Чтобы в течение всех 15 дней, в которые тысячи и тысячи буддийских священнослужителей будут возносить молитвы Будде Шакьямуни, Божествам, великим Учителям прошлого, настоящего и будущего, Хранителям Дхармы и Защитникам верующих, люди знали и помнили о тех великих 15 чудесах, которые явил Будда, чтобы укрепить у своих последователей веру в Три Драгоценности, веру в могущество духовной практики, открывающей все врата к исполнению любых благих желаний.
И говорится, что тот, кто будет присутствовать в эти дни на хурале, получит благословение когда-нибудь, в одной из будущих своих жизней, обрести, наконец, великое счастье Просветления, уничтожения всех пороков тела, речи и ума… Потому что в эти дни наше сознание как никогда близко, будет незримо связано с сознанием Будды… Также, на хурале привозносятся молитвы в имя усопших и живых, дабы все живые существа избавились от страданий.
По традиции, последним молебном является Далга — обряд призывания удачи и благополучия, а также, совершение подношений буддийским гениям-хранителям — Сахюусанам. Далга проводится после каждого крупного молебна, но этот особенен тем, что собирает наибольшее количество прихожан, потому что считается, что большая часть накопленной добродетели будет помогать на протяжении всего наступившего года. 15 февраля 2014 г. с 10 часов утра будет проведен завершающий молебен «Сахюусан» и «Далга», посвященный буддийским гениям-хранителям, с призыванием удачи, счастья и благополучия.