Главная > Новости > Молебны, посвященные Белому месяцу Сагаалган идут по установленному Шэрээтэ ламой порядку.
Молебны, посвященные Белому месяцу Сагаалган идут по установленному Шэрээтэ ламой порядку.

Хурал Дугжууба прошел 19 февраля.

 

Дугжуба — это конусообразная конструкция «Сор», на котором изображены 5 элементов: огонь, вода, земля, ветер, небо.

Ламы силой эманации Ямандаги (Жигжед) проводят обряд очищения всей конструкции «Сор».  Затем приглашают Чойжал сахюусана,  восхваляя качества, описывая Его черты, вместе с Его супругой Замунди.

После этого перед Дугжубой садится Гонир лама. Под чтение молитв и звуков музыкальных инструментов Гонир лама подносит по четыре балина «Игу» (изделие красного цвета в виде треугольника, каждый из которых разделен на четыре части) и тем самым балин вбирает в себя все плохое, т.е. негативные мысли, плохие действия, упадок в семье, вред приносимый другими и т.д. Действие повторяется 4 раза.

Поднося Хранителям балин мы молимся о том, чтобы все живые существа, особенно  присутствующие на данном молебне не подвергались вреду и убирались препятствия на их пути.

Поворачивая Дугжубу в сторону двери, ламы своими молитвами отталкивают все плохое, просят у Сахюсана, чтобы весь вред и препятствия превратились в пыль. Выйдя на улицу, Шэрээтэ лама подносит «Сэржэм» Чойжал Сахюсану.

Далее начинается движение процессии. Впереди идет Гонир лама держа над собой «Шибдэг Дарма» (Подношение белой пищи) за ним несут «Дугжубу» следом идет Шэрээтэ лама, размахивая черным платком прогоняя все плохое, далее идут ламы и прихожане.

На месте Сожжения «Дугжуба» ламы читая молитвы, подносят «Шибдэг Дарма» и «Сэржэм». Затем зажигается костер в виде шалаша с двумя противоположными входами. Возносится молитва «Догба», подавляющая все негативные действия: 84 плохих взглядов, последствия плохих снов, 404 вида болезней  и т.д., не давая вырваться из огня.

Шэрээтэ лама берет «Сор» и пританцовывая выбрасывает Его во вход горящего шалаша и тем самым отправляя весь негатив в плохую сторону года (определяется астрологами дацана). Следует отвернуться и не смотреть на костер, защищая себя от уходящей скверны. Также  не следует находиться напротив выхода шалаша.

Лхамо хурал

В ночь с 20 на 21 февраля в Согчен дугане Агинского дацана прошел  молебен, посвященный Лхаме сахюусан.

В Агинском дацане ламы вместе с прихожанами встречают божественную Цедор Лхаму голубыми хадаками, которая благословляет всех живых существ.

В последний день уходящего года незадолго до молебна Лхамо проводится музыкальный ритуал «365 ударов сан» что соответствует числу дней в году.

В начале хурала ламы читают книги «Этигэл» (Прибежище), «Гандан Лхабжа» (Восхваление Богдо Зонхова), «Лама Шодба» (Поклонение Учителям). После этого ламы проводят визуализацию Ямантаки (Жигжед).

Ямантаки (Жигжед) — один из главных Идамов в северном буддизме. Он изображается с девятью ликами, двумя рогами, с тридцатью четырьмя руками, с шестнадцатью ногами, в союзе с Супругой Дорже Ролонма. Ямантака ногами попирает восемь человеческих тел и восемь птиц. Он изображен обнаженным, что означает незамутненность природы нашего ума, его волосы вздыблены вверх, что символизирует освобождение из сансары. Девять лик Ямантаки означают деление Ганжура на девять частей. Два рога символизируют две Истины — Относительная и Абсолютная. К 34 рукам добавляются Просветленные Тело, Речь и Ум Будды в сумме будет 37, что означает 37 путей Бодхисаттвы. 16 ног — 16 аспектов Пустоты. Союз с супругой Дорже Ролонма символизирует Великое Блаженство. Восемь человеческих тел — восемь мирских сиддхи (Шэди), восемь различных птиц — восемь высших сидхи (Шэди). Девять частей Ганжура повествуют об Относительно Иллюзорной Истине и об Абсолютной Неизменной Истине. Для постижения этих двух истин следует практиковать 37 путей Бодхисаттвы. Главная цель в практике 37 путей Бодхисаттвы — это постижение Абсолютной Истины. Постижение Абсолютной Истины — означает постижение 16 аспектов Пустоты. Союз с супругой означает  нераздельность Блаженства с Пустотой, а также Союз Метода и Мудрости. Ямантака является гневным проявлением Бодхисатвы Манзушри — воплощения Мудрости всех Будд Трех Времен.

В 24:00 во время приема ламами «манжа» (чай) Ехэ Гэсхы лама произносит имена айладхал, внесенные на данный молебен.

Закончив визуализацию — самопорождение Ямантаки объявляется перерыв на 20 минут. Затем начинается  чтение сутры Лхамо сахюусан, где ламы подносят Ей «торма» (Балин — жертвенные угощения) с просьбой устранить 84 000 разновидностей препятствий, усмирить болезни и т.д.

Лхамо сахюусан является гневной ипостасью Тары — бодхисаттвы сострадания (Дара Эхэ).

Лхамо сахюусан изображается сидящим верхом на муле, что символизирует Ее последнее воплощение перед достижением Нирваны. Она имеет три глаза благодаря им Лхамо видит прошлое, настоящее и будущее. Пять черепов в Ее короне символизируют пять смертных грехов. Ее голову прикрывает зонт из перьев павлина, что указывает на Ее способность защищать от порчи и вредоносной магии. На спине мула имеется глаз, благодаря этому глазу Лхамо может видеть все, что происходит в разных частях света. Непременный атрибут Лхамо — гадательные дощечки и гадальные кости. По гадательным дощечкам Лхамо определяет судьбы богов, а присутствие гадальных костей свидетельствует о том, что Лхамо может распоряжаться судьбами людей.

Гневный облик Лхамо призван подавлять вредоносных демонов.

Во время чтения обращения к Лхамо сахюсану Гэсхы лама обходит дацан с бойпуром (кадила с благовонием) очищая присутствующих на данном молебне и их подношения.

Далее ламы восхваляют Лхамо сахюусан и произносят благопожелания о том, чтобы в Новом и последующих годах у всех живых существ устранились  телесные недуги, неблагоприятные причины и условия, а также чтобы в задуманных делах сопутствовала удача.

В 6:00 или 7:00 утра первого числа первого весеннего месяца по лунному календарю с чтения сутры «Долма» (Восхваление Зеленой Тары) начинается ритуал «Цедор» в процессе, которого ламы и присутствующие стоя подносят «Сэржэм» Лхамо сахюсану.   С этого момента наступает Новый год. Затем ламы заканчивают молебен, восхваляя, чествуя Лхамо сахюусан, и провожают ее со словами «Ради блага живых существ, Ради их процветания и счастья, возвращайтесь к нам снова и снова!»

Присутствующим раздаются «лодор», «адис» и «аршан».

По завершению молебна ламы и прихожане с благопожеланиями преподносят друг другу хадаки, поздравляя с Сагаалганом и с наступившим Новым Годом по лунному календарю!

 

Хурал Жамсаран, 5 Хаан

 

Во второй лунный день в Агинском дацане проводится Лхарзай хурал (Лха небожитель, Зай эссисценция). Ламы совершают обряд самопорождения Идама Дамдин(Хаянгрива).Проводится обряд Равнай. Силой Идама приглашают Жамсаран. Подносят тахил, Балин, Сэржэм, Согшод.

Затем проводится хурал Хаан чтением садханы «Доржо Даян» Сахюусан Хаан (Бехар Жалбо, скрт. Махапанчараджа) в Буддизме Хранитель, 5 божеств в сборе образуют 5 Хаан, а по отдельности : Тело, речь, ум, действие, мудрость (Лагшан, зарлиг, сэдьхэл, эрдэм, үйлэ).

Когда Бадмасамбава вьезжал в Тибет, ему встретились они и он обратил их в буддизм. На вопрос, какую деятельность будешь исполнять? На что 5 Хаан ответил :

— В прошлом я был бөө (шаман), поэтому я возьму на себя обязательство помогать людям, которые не в силах удовлетворять, почитать требования своих родовых духов. Для тех кто желает почитать больше будд, оставив в прошлом шаманство, то 5 Хаан помогает устранить последствия, нивелировать некоторые моменты.

Так, как он почитается, как высшее существо в ранге Хаана (Царя), то и подношения должны быть соответствовать хаанскому уровню. Это качественная водка, чай, молоко, правая часть баранины, тонкая кишка, сердце не нарезанные, всё полусваренное.

Из 5 Хаанов в центре находится Бехар Жалбо. Он окружён свитой, в числе, которых его младший брат Дамжан Дорлиг(Покровитель умельцев, дарханов).

Хурал Монлам

Хурал читаемый дни Сагаалгана (первые дни нового года) — специальные молитвы благопожелания.

Традиция проведения хуралов Монлам Ченмо как памятование о великих 15 чудесах Будды Шакьямуни, основоположника первой мировой религии – буддизма, берет свое начало шесть столетий назад. 

Основанные реформатором тибетского буддизма, основоположника школы Гелуг Богдо Цзонхавой (Лама Цонкапа, 1357-1419 гг.), праздничные хуралы Монлам Ченмо знаменуют собой торжество начала очередного нового года нашей жизни. 

Памятование о Будде Шакьямуни, четвертом Будде из пантеона Тысячи Будд, восхваление его деяний, декламирование его Учения приносят неисчислимые духовные заслуги («буян» — бур.), добродетели всем, кто слушает и слышит эти священные тексты, кто произносит их, кто дарует Дхарму и распространяет ее, кто внимает наставлениям Будды и обретает плоды своего слушания, осознавания и понимания истоков Истины. Так говорил сам Будда, так говорит его Учение.

Эпоха за эпохой проистекают в пространстве прошлого, настоящего и будущего, и нам достоверно неизвестно, сколько живых существ получили освобождение от оков сансары и достигли состояния буддства, внимая слову Будды Шакьямуни…

Но жизнь за жизнью, благодаря созданным причинам в прошлом, мы встречаемся вновь и вновь с Учением Победоносного. Связанные обетами в прошлом, клятвами и молитвами перед ликом Божеств, мы поднимаемся из жизни в жизнь вверх от ступеньки к ступеньке, с каждым разом освобождая свой ум от множества ложных представлений, рожденных эго в течение долгих эонов лет пребывания в этом материальном мире.

Почитание Будды и его Учения, в свой день и час, освобождает ум человека от всевозможных мирских беспокойств и дает понять, что, действительно, кузнец своего счастья – это сам человек, и он же причина всех причин проблем и собственных страданий.

В то время, когда Будда Шакьямуни даровал слушателям свои наставления, происходило очень серьезное противостояние между старыми философскими небуддийскими школами и рождающимся новым Учением, вобравшим в себя невероятнейший опыт реализации высшего духовного совершенства Будды.

Сознание людей, современников Учителя, никогда не видевших в своей жизни великой личности, на самом деле Достигшей Просветления, отказывалось принимать на веру то феноменальное, о чем говорил Учитель, которого они всего лишь несколько лет назад знали как принца Сиддхартха Гаутама из рода Шакьев, как аскета, медитировавшего шесть лет у берегов реки Ниранджана… Множество учителей разных небуддийских школ, видя успех проповеди Будды, которого ученики и последователи стали с восторгом и благоговением называть Победоносным, не хотели признавать своего поражения…

В то время обширные публичные диспуты были привычной практикой, и они собирали в больших прохладных рощах сотни и сотни внимательных и пытливых слушателей.

В разное время, в разных местах Индии Будда Шакьямуни провел множество различных диспутов. Но именно 15 из них в будущем изменят мир — в знак закрепления достоверности и доказательства могущества своего Учения Учитель в присутствии сотен людей и незримых существ других измерений явил настоящие чудеса, одержав великую победу над наиболее авторитетными в то время шестью течениями философской мысли. С тех пор буддизм обрел миллионы своих последователей по всему континенту, а немногим позже он перешагнул и границы самой Индии.

В знак памятования о тех величайших 15 деяниях Будды Богдо Цзонхава основал традицию проведения праздничных хуралов Монлам Ченмо как особый знак, благоприятный знак, благословение Буддой всех живых существ, встречающих очередной новый год своей жизни.