Главная > Новости > 9 февраля с 22.00 часов — в ночь перед Сагаалганом прошел хурал «Балдан Лхамо», покровительнице Учения Будды в странах северного буддизма. Считается, что в канун Нового года Балдан Лхамо нисходит на землю и обходит своих подзащитных, даруя им свое благословение. Молебен завершается утренней садханой «Сидор».
9 февраля с 22.00 часов — в ночь перед Сагаалганом прошел хурал «Балдан Лхамо», покровительнице Учения Будды в странах северного буддизма. Считается, что в канун Нового года Балдан Лхамо нисходит на землю и обходит своих подзащитных, даруя им свое благословение. Молебен завершается утренней садханой «Сидор».

В последний день уходящего года незадолго до молебна Лхама проводится музыкальный ритуал «365 ударов сан», что соответствует числу дней в году.

В 22:00 начинается Лхамо хурал. В начале ламы читают книги «Этигэл» (Прибежище), «Гандан Лхабжа» (Восхваление Богдо Зонхова), «Лама Шодба» (Поклонение Учителям), «Долма» (Зелёная Тара). После этого ламы проводят визуализацию Ямантаки (Жигжед).

Ямантаки (Жигжед) — один из главных Идамов в северном буддизме. Он изображается с девятью ликами, двумя рогами, тридцатью четырьмя руками, шестнадцатью ногами, в союзе с супругой Дорже Ролонма. Ямантака ногами попирает восемь человеческих тел и восемь птиц. Он изображён обнажённым, что означает незамутнённость природы нашего ума, его волосы вздыблены вверх, что символизирует освобождение из сансары. Девять лик Ямантаки означают деление Ганжура на девять частей. Два рога символизируют две Истины — Относительная и Абсолютная. К 34 рукам добавляются Просветлённые Тело, Речь и Ум Будды — в сумме будет 37, что означает 37 путей Бодхисаттвы. 16 ног — 16 аспектов Пустоты. Союз с супругой Дорже Ролонма символизирует Великое Блаженство. Восемь человеческих тел — восемь мирских сиддхи (Шэди), восемь различных птиц — восемь высших сиддхи (Шэди). Девять частей Ганжура повествуют об Относительно Иллюзорной Истине и об Абсолютной Неизменной Истине. Для постижения этих двух истин следует практиковать 37 путей Бодхисаттвы. Главная цель в практике 37 путей Бодхисаттвы — это постижение Абсолютной Истины. Постижение Абсолютной Истины — означает постижение 16 аспектов Пустоты. Союз с супругой означает нераздельность Блаженства с Пустотой, а также Союз Метода и Мудрости. Ямантака является гневным проявлением Бодхисаттвы Манзушри — воплощения Мудрости всех Будд Трёх Времен.

В 24:00 во время приёма ламами «манжа» (чай) Ехэ Гэсхы лама произносит имена айладхал, внесённые на данный молебен.

Закончив визуализацию — самопорождение Ямантаки объявляется перерыв на 20 минут. Затем начинается чтение сутры Лхамо Сахюусан, где ламы подносят Ей «торма» (Балин — жертвенные угощения) с просьбой устранить 84000 разновидностей препятствий, усмирить болезни и т.д..

Лхамо Сахюусан является гневной ипостасью Тары — Бодхисаттвы сострадания (Дара Эхэ).

Лхамо сахюусан изображается сидящим верхом на муле , что  символизирует Ее последнее воплощение перед достижением Нирваны. Она имеет три глаза благодаря им Лхамо видит прошлое, настоящее и будущее. Пять черепов в ее короне  символизирует пять смертных грехов. Ее голову прикрывает зонт из перьев павлина, что указывает на Ее способность защищать о  порчи и вредностной магии. На спине мула имеется глаз, благодаря этому глазу Лхамо может видеть все, что происходит в разных частях света. Непременный атрибут Лхамо — гадательные дощечки и гадательные кости. По гадательным дощечкам Лхамо определяет судьбы богов, а присутствие гадательных костей свидетельствует о том, что Лхамо может распоряжаться судьбами людей.

Гневный облик Лхамо призван подавлять вредностных демонов.

Во время чтения обращения к Лхамо сахюусану Гэсхы лама обходит дацан с бойпуром (кадила с благовением) очищая присутствующих на данном молебне и их подношение.

Далее ламы восхлавляют Лхамо сахюусан и произносят благопожелания о том, чтобы в Новом и последующих годах у всех живых существ устранились телесные недуги, неблагоприятные причины и условия, а также чтобы в задуманных делах сопутствовала удача.

Основной ритуал Балдан Лхамо у нас проводится согласно тексту Второго Далай Ламы «Садхана богини Воительницы с оружием Сор, Властительнницы мира чувственных желаний, а также ритуалы подношения жертвенного балина и другие жертвоприношения, удовлетворяющие все её желания, покаяния, восхваления, побуждения и прочее». Текст ламы читают по особым нотам » Ян» , местами протяжно, мелодично. Все эти ноты сохранились со старых времен. Эта часть хурала проходит  где-то до 04:00 часов утра. Объявляется перерыв.

В 06:00 утра первого числа первого весеннего месяца по лунному календарю  начинается заключительная часть Хурала «Цедор» (Балин жизни) называем он так:»Метод подношения балина Властительннице мира чувственных желаний в час пик первого новогоднего радостного дня- царя небесного года» автор Пятый Далай лама   в процессе, которого ламы и присутствующие стоя подносят «Сэржэм» Лхамо сахюусану. С этого момента наступает Новый год. Затем ламы заканчивают молебен, восхваляя, чествуя Лхамо сахюусан, и провожают ее со словами «Ради блага живых существ, Ради их процветания и счастья, возвращайтесь к нам снова и снова!»

Присутствующим раздаются «лодор», «адис» и «аршан».

По завершению молебна ламы и прихожане с благопожеланиями преподносят друг другу хадаки, поздравляя с Сагаалганом и с наступившим Новым Годом по лунному календарю!