«тройное сиденье из солнца, луны и цветка лотоса», символизирует: сиденье из солнца — шуньяту, сиденье из луны — бодхичитту, сиденье из лотоса — отречение (непривязанность) от мир ских удовольствий.
(ньинма, тиб.: Rnying-ma) — «древняя школа», самая ранняя школа тибетского буддизма, основана Падмасамбхавой (VIII век.). В становлении канона нингмапы особую роль играют «тексты из кладов» (терма), находимые в тот или иной период распространения Учения тем или иным учителем. В нингмапе верховным буддой почитается Самантабхадра, а не Адибудца, как в остальных. Нингмапа делит свое учение на «девять колесниц», из которых последние пять — это эзотерические учения о спасении, не требует безбрачие монаха. Содержит элементы из доктрины бон.
(sprul-sku) — Каждый будда помогает другим существам дойти до нирваны, пробуждая в них прозрение; для этого будда показывается в облике Учителя, проповедующего Учение, т. е. в образе человека. Этот облик называется «телом призрачным» (нирманакая). Будда в таком виде не что иное, как субъективное переживание каждой данной личности в отдельности.
Прижизненная нирвана, когда существо, освободившееся от влияния клеш (страстей, загрязняющих ум) и обретшее духовное пробуждение, сохраняет еще скандхи (конституирующие элементы и факторы существования).
См. паринирвана.
(mya ngan ‘das; las ‘das pa) — Основной метафизический термин буддизма, обозначающий высшее, запредельное существование духовного бытия.
Веревка; сущность; причина существования; в буддизме — взаимосвязанные друг с другом двенадцать причин — двенадцать звеньев цепи «зависимого происхождения», порождающие беспрерывный поток индивидуальной жизни.
(Кхечари) — См. Ваджраварахи.
(тиб. Na-ropa1016-1100 г.) — Ученик Тилопы и учитель Марпы. Патриарх школы тибетского буддизма Кагьюдпы. Занимался изучением тантрийской системы божества Чакрасамвары и достиг совершенства.
(«полное освобождение [от уз сансары]») — 1) житие, жизнеописание как один из жанров средневековой литературы; 2) повествование, история.