Интуиция



Отсекающая заблуждения разума точность.

Фотогалерея

Индрия



(dbang-po) — акт ощущения, т. е. мгновенный акт «видения», «слышания» и т. д. Эмпирическое восприятие есть цепь таких мгновенных актов ощущения, связанных с сознанием и другими элементами.

Фотогалерея

Индра



В индийской мифологии верховный бог Сансары, один из хранителей мира, громовержец, бог грома и молнии, олицетворяющий собой грубую силу; властвует в сфере воздуха, занимающей промежуточное положение между небом и землей. Он — воплощение неукротимости, развращенности и разнузданности, в иконографии часто находится под ногами тантрийских идамов, символизируя подавляемые клеши.

Фотогалерея

Идам



(тиб. yi-dam; санскр. ishtadevata) — «Божество созерцания», в практике визуализации (утпатти-крама), созерцание которого выявляет глубинную просветленную природу адепта в мандале. Персонификация связи ума с конечной реальностью, когда ум, опираясь на шуньевые формы идама, постигает его шуньевое содержание, или Ясный Свет (‘од гсал). Тантрийское охраняющее божество, которое человек выбирает себе покровителем и защитником либо на всю жизнь, либо для отдельных (особых) случаев. С помощью медитации адепт отождествляет себя с идамом.
Созерцание идама играет центральную роль в тантрийском учении буддизма. По своему значению идамы эквивалентны буддам, и их иконография символизирует различные аспекты «пробужденного сознания». В литературе, однако, сложилась ошибочная традиция называть коронованные изображения идамов «бодхисаттвами». Однако по отношению к идаму неправомерно использовать термин «бодхисаттва», поскольку в рамках буддийского символа веры «Трех прибежищ» или «драгоценностей» — Будды, Учения и Сангхи (общины) — идамы относятся к первому (к буддам), бодхисаттвы же, да и то не все, могут быть только к третьему «прибежищу», поскольку бодхисаттвой в буддизме называют всякое существо, взращивающее «мысль о Пробуждении» (санскр.: bodhicitta; тиб.: byangchubkyisems), то есть «… самоотверженное, подлинное и бескорыстное устремление… к буддству для себя и для всех живых существ».
В литературе идамов часто называют «божествами»; но, употребляя этот термин, нельзя смешивать его с представлениями о божествах-небожителях, так как божества-небожители (санскр. deva; тиб. lha) представляют отдельный мифологический тип, который в некоторых случаях может быть вообще не связан с буддизмом. Высшие духовные наставники, ламы (санскр.: guru; тиб.: Ыа та), по представлениям буддистов, намного превосходят божеств по своему духовному статусу и возможностям.

Фотогалерея