титул высших духовных наставников в Тибете, Монголии, Бурятии.
(читипати) — спутники бога смерти, чаще в паре. Персонаж цама, изображается в виде маски черепа, костюм расписан под скелет. Олицетворяют ламаистское представление о промежуточном состоянии между смертью и новым рождением.
(theg-dman) — «малая колесница» — одно из трех главных направлений буддизма, получившее распространение в Южной Азии.
(he-ru-ka) — «Пьющий кровь» — тантрийское божество, одна из главных манифестаций Акшобхьи; природа Херуки есть гнев, ярость. Сансара представляет собой феноменальный аспект херуки. Общее название гневных мужских идамов (в материнской тантре).
(тиб. Dgyes-pardo-rje) — «О ваджра!» — одно из высших тантрийских божеств (идам). Слово «хевадж-ра» означает обращение к ваджре, т. е. к конечной истине. «Хеваджра- тантра», где описывается манифестация этого идама включена в тибетский канон, в раздел Танджур.
(санскр. Hayagriva, тиб. Rta-mgrin). «Имеющий шею лошади» — в буддийской мифологии вадж-раяны идам и дхармапала; эманация будды Амитабхи. Его изображают в виде гневного божества, имеющего три головы и шесть рук. В тибетских и монгольских (а отчасти и непальских) изображениях у Хаягривы (в отличие от индийских канонических) в волосах помещают небольшую лошадиную голову.
Церемониальный шелковый шарф, подносимый в знак уважения.