Дэва



(тиб. лха) — Божества, существа одного из шести видов живых существ. В буддизме существа, проявляющие духовные силы, но не бессмертные. Персонификации различных аспектов тантрийского культа идамов: пуджа-дэви.

Фотогалерея

Дхьяна-парамита



«Совершенство созерцания», Пятая парамита — две руки голубого цвета, в правой руке — штандарт с драгоценностью чинтамани, в левой — белый лотос.

Фотогалерея

Дхьяни-будда



В учении тантры это Пять Татхагат (или будд), составляющих тело вселенной, и каждый будда мистически соответствует различным составным частям вселенной. В буддизме ваджраяны их называют буддами созерцания, которые постигаются как последовательно возникающие во времени или как не относящиеся к определенному времени воображениям человеческого ума. Они делаются видимыми йогину во время медитации.

Фотогалерея

Дхьяни-бодхисаттва



Эманация или отражение (духовный сын) Дхьяни-будд.

Фотогалерея

Дхьяна



(bsam-gtan) — Йогический транс, медитация, при которой объект сосредоточения полностью овладевает умом. Четыре дхьяны — четыре последовательные ступени йогического транса: уравнивание благих и не благих эмоций; устранение не благих эмоций; преобладание уравновешенных эмоций; устранение всех эмоций. Или 1) витарка (отсутствие различений), 2) вичара (размышление), 3) прити (вера), 4) сукха (блаженство), 5) эка-граха (направленность ума на один объект).

Фотогалерея

Дхату



(санскр. dhatu) — Класс элементов, составляющий, элемент. Классификация элементов бытия и личности на 18 дхату, похоже на деления по аятана (в своих первых двенадцати статьях), дополненное еще шестью элементами: Сознание видимого — caksur-vijnana-dhatu. 1. Сознание слышимого — srotra-vijnana-dhatu. 2. Сознание обоняемого — ghrana-vijnana-dhatu. 3. Сознание вкушаемого — jihva-vijnana-dhatu. 4. Сознание осязаемого — kaya-vijnana-dhatu. 5. Сознание нечувственного — mano-vijnana-dhatu. Разделения сознания на различные виды необходимо для составления схем элементов, соответствующих обитателям различных миров.

Фотогалерея

Дхармачакра



«Колесо Учения», символ распространения буддизма. «Колесо учения» с лежащими по обеим сторонам ланью и оленем на фронтонах буддийских храмов напоминает о первой проповеди Будды в Мригадава «олений парк» в Варанаси. Восемь спиц колес символизирует «благородный Восьмеричный путь»: правильный взгляд, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильная жизнь, правильное
усилие, правильная память, правильное сосредоточение.

Фотогалерея

Дхармата



Природа или истина бытия.

Фотогалерея

Дхармараджа



I) Царь, который правит согласно буддийским законам; 2) эпитет владыки смерти Ямы; 3) почтительный титул, прилагаемый к прославленным буддистам.

Фотогалерея

Дхарма-палабхарана



одежды и украшения дхармапал: корона с пятью черепами, ожерелье и гирлянды из черепов, отрубленных голов, змей; серьги, ручные и ножные браслеты; третий глаз, волосы в огненном вихре; шкуры тигров или слонов, прикрывающие части тела; ожерелье и гирлянды из человеческих костей. Символизируют трансформацию пяти агрегатов (скандх): формы, эмоций, понятий, кармических образований, сознания и пяти элементов (дхату): цвета-формы, звука, запаха, вкуса, осязания в метод освобождения сознания от присутствия в нем элементов, не благоприятных для совершенствования.

Фотогалерея