(тиб. лха) — Божества, существа одного из шести видов живых существ. В буддизме существа, проявляющие духовные силы, но не бессмертные. Персонификации различных аспектов тантрийского культа идамов: пуджа-дэви.
«Совершенство созерцания», Пятая парамита — две руки голубого цвета, в правой руке — штандарт с драгоценностью чинтамани, в левой — белый лотос.
В учении тантры это Пять Татхагат (или будд), составляющих тело вселенной, и каждый будда мистически соответствует различным составным частям вселенной. В буддизме ваджраяны их называют буддами созерцания, которые постигаются как последовательно возникающие во времени или как не относящиеся к определенному времени воображениям человеческого ума. Они делаются видимыми йогину во время медитации.
Эманация или отражение (духовный сын) Дхьяни-будд.
(bsam-gtan) — Йогический транс, медитация, при которой объект сосредоточения полностью овладевает умом. Четыре дхьяны — четыре последовательные ступени йогического транса: уравнивание благих и не благих эмоций; устранение не благих эмоций; преобладание уравновешенных эмоций; устранение всех эмоций. Или 1) витарка (отсутствие различений), 2) вичара (размышление), 3) прити (вера), 4) сукха (блаженство), 5) эка-граха (направленность ума на один объект).
(санскр. dhatu) — Класс элементов, составляющий, элемент. Классификация элементов бытия и личности на 18 дхату, похоже на деления по аятана (в своих первых двенадцати статьях), дополненное еще шестью элементами: Сознание видимого — caksur-vijnana-dhatu. 1. Сознание слышимого — srotra-vijnana-dhatu. 2. Сознание обоняемого — ghrana-vijnana-dhatu. 3. Сознание вкушаемого — jihva-vijnana-dhatu. 4. Сознание осязаемого — kaya-vijnana-dhatu. 5. Сознание нечувственного — mano-vijnana-dhatu. Разделения сознания на различные виды необходимо для составления схем элементов, соответствующих обитателям различных миров.
«Колесо Учения», символ распространения буддизма. «Колесо учения» с лежащими по обеим сторонам ланью и оленем на фронтонах буддийских храмов напоминает о первой проповеди Будды в Мригадава «олений парк» в Варанаси. Восемь спиц колес символизирует «благородный Восьмеричный путь»: правильный взгляд, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильная жизнь, правильное
усилие, правильная память, правильное сосредоточение.
Природа или истина бытия.
I) Царь, который правит согласно буддийским законам; 2) эпитет владыки смерти Ямы; 3) почтительный титул, прилагаемый к прославленным буддистам.
одежды и украшения дхармапал: корона с пятью черепами, ожерелье и гирлянды из черепов, отрубленных голов, змей; серьги, ручные и ножные браслеты; третий глаз, волосы в огненном вихре; шкуры тигров или слонов, прикрывающие части тела; ожерелье и гирлянды из человеческих костей. Символизируют трансформацию пяти агрегатов (скандх): формы, эмоций, понятий, кармических образований, сознания и пяти элементов (дхату): цвета-формы, звука, запаха, вкуса, осязания в метод освобождения сознания от присутствия в нем элементов, не благоприятных для совершенствования.