первый бурятский дацан и резиденция первого главы забайкальских лам, основан в 1741г.
на берегу оз. Гусиное в тамчинской степи.
см. «Сокшод».
(tshog-zhin)- (древо собрания). Тип тибетской иконы (танка) на которой изображено собрание буддийских святых, учителей, будды, идамы, связанных определенной традицией. Большое распространение
имеют цокшины Будды Шакьямуни и Цзонхавы.
(тиб. Tsong-kha-pa) (1357-1419) — тибетский проповедник Лобзан Дракпа, по прозвищу Цзонха-ва, основатель желтошапочной (Гелукпа) школы, родился в Амдо, обучался у представителей почти всех религиозных щкол, существовавших в Тибете. Великий «реформатор» тибетского буддизма, выдающийся ученый,
автор многочисленных трудов по буддизму.
мука из поджаренных семян ячменя.
обет безбрачия, даваемый монахами школы Гелукпа.
(тиб.: ‘cham) — тибетский танец, театральное представление, мистерия, проводимая ламами в дацанах в дни религиозных праздников. Согласно религиозной традиции, введение в буддийский обрядовый комплекс мистерии цам приписывается Падмасамбхаве (VII век.). Цамы могут быть составной частью богослужения или же разыгрывались как самостоятельные религиозные мистерии. Участники цама, изображавшие различных божеств и духов, а также конкретных исторических персонажей, выступали в масках и соответствующих костюмах.
(Рган бо дкар по) — Белый старец. Один из «шести держателей долгой жизни». Изображается старцем с белой бородой, сидящем рядом с водопадом, скалами, в окружении единорога и журавля. Относится к добуддийским персонажам и олицетворяет хозяина земли, лесов и рек, а также скота. Почитается ламаистами и шаманистами. Один из персонажей мистерии цам.
(белый месяц) бурятское название первого (лунного) месяца нового года.