Тайная проповедь
Кроме обычных, экзотерических, Будда преподавал и особые, тайные учения, которые не подлежали разглашению в силу их особого эзотерического характера и опасности превратного толкования. К ним относились Праджняпарамита, тантрийский путь преображения, и дзогчен, «Великое совершенство».
Есть несколько мнений по поводу, тайной проповеди Дхармы Будды. Одно из них утверждает, что Будда, кроме обычных мест для проповеди среди людей, куда мог придти любой желающий, посещал и иные, недоступные места, где излагал глубинные аспекты своего учения для особых слушателей, готовых их воспринять. Это могли быть вершины неприступных гор, другие страны, континенты, небеса, иные измерения.
Другое мнение исходит из предположения у разных категорий слушателей различных способностей восприятия. Будда мог никуда не уходить, а оставаться на месте, в Шравасти или Раджагрихе, но при этом Он представал в совершенно разных образах перед группами с различным восприятием. Для одних это был аскет-шраман, для других сияющий в славе герой, для третьих божество, подавляющее всех демонов и богов ведического пантеона.
Оба мнения подтверждаются буддийскими источниками и связаны с учением о трех телах Будды. Такое положение вещей создавало предпосылки для создания разных идей о природе Будды и характере Его учения, что позднее выразится в появлении множества буддийских школ и направлений.
Праджняпарамита
Будда не считал свое Учение принадлежащим к какой-либо школе или направлению, ведь оно было лишено крайностей утверждения и отрицания, поэтому он называл его «срединным». Будда советовал постигать эту срединность через созерцание и понимание Шуньяты. Созерцание пустоты порождает праджню (пред-ум, Премудрость), которая в свою очередь постигает мир мгновенно, не оставляя места сомнениям логического мышления.
Праджня считалась главной из парамит (запредельных совершенств), наряду с отдачей, нравственностью, энергией, терпением, медитацией и другими, с помощью которых достигается состояние Будды. Учение о праджня-парамите, по преданию, Будда «спрятал» до времени в мире нагов, древнейших существ, мир которых доступен для восприятия далеко не всем.
Учение о пустоте
Словом Шуньята, или пустота, в учении Будды обозначается состояние сознания, переживающего срединное воззрение, то есть без крайностей утверждения, и без крайности отрицания. Будда считал, что весь феноменальный мир с его страданием не может быть постигнут правильно обычными органами чувств и умом. Поэтому этот мир есть «пустота». С другой стороны, и сама Нирвана для не пережившего ее также непонятна и «пуста», и сама мысль о ней является для такого человека страданием. Поэтому пустота, пронизывающая все мироздание является не субстанцией, а недвойственным переживанием, особым состоянием, достигаемым практикой Дхармы, а не словами.
Учение о сознании
Будда придавал исключительное значение сознанию человека, его мыслям. «Сознанием управляется мир, — говорил Он, — с сознанием связана его судьба». Он говорил о чистом сознании, в котором посредством подавления негативных элементов-дхарм вытеснены все негативные, мешающие Пробуждению причины переживания сансары. Сам метод очищения сознания (упая) приравнивался по значимости к праджне-премудрости, а в идеале признавалось их изначальное единство. Сознание, лишенное сансарного содержания обычных органов чувств, без клеш, без кармы, естественно приходит к Пробужденному Изначальному состоянию. Как и учение о праджне, пустоте, учение о чистом сознании Будда проповедовал особым слушателям — бодхисаттвам, которые составляли махаянскую часть его учеников.
Тантра
Будда говорил о длительности и непрерывности Пробужденной Основы живого существа в трех преображенных состояниях бытия, трех телах Будды. Метод тантры являлся особым и тайным, где праджня представала в виде женского буддийского божества, а методу пая в виде мужского. Их единение порождало Бодхичитту, пробужденную мысль о спасении всех, основу Дхармы Будды.
Если для проповеди сутр Будда оставался, или его видели таковым, в обычном человеческом теле, то для проповеди тантр он преображался в особое божество с супругой, которое видели только избранные, они порождали других божеств мандалы (сферы бытия тантрийского божества) и проявляли другие необходимые формы и символы, понятные только практикам тантры.
Метод тантры в том, чтобы посредством созерцания и преображения или превращения в тантрийское божество достичь переживания его исконного состояния Махасукхи (великого блаженства) — тантрийской нирваны и пребывать в чистом измерении.
Тантра Будды проповедовалась в стране Уддияне, в городе Сударшана. В пер вом случае Будда продемонстрировал царю Индрабхути манифестацию тантры Гухьясамаджи (Тайное Собрание), во втором он проповедовал медицинскую тантру Бхайшаджьягуру, в третьем он проповедовал тантру Калачакры (Колесо Времени) царю Сучандре. Те, из окружения Будды, кто следовал тантрийским путем назывались йогинами, сиддхами, натхами и видьядхарами. При этом тантрийский путь не требовал отречения от мира и обычного образа жизни, в виду его первоначальной необнаружимости его можно было практиковать везде. От пути сутр его отличает исключительное многообразие методов — искусных средств, для обнаружения себя в изначальном состоянии Пробуждения.
Учение Будды, если рассматривать его во всей полноте, все примиряет, является универсальным и дает внутренний стержень и опору каждому — в виде Пробужденной мысли, Бодхичитты. Мир с точки зрения клеш и негативных дхарм предстает жестоким, длительным и бессмысленным странствием. Мир после Пробуждения выглядит как Чистая Земля — Нирвана. Поэтому «буддисты живут как все: они страдают, терпят и надеются, но их внутреннюю жизнь не нарушают треволнения этого мира». Для практика тантры все звуки являются мантрами, а все люди Буддами. Путь тантры — это преображение нечистого видения в чистое и непрерывное пребывание в нем.