ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СИДДХАРТХИ ГАУТАМЫ, БУДДЫ ИЗ РОДА ШАКЬЕВ
Становление Бодхисаттвой и достижение небес Тушита
«Я один из длинного ряда Будд. Многие были рождены прежде и Многие родятся в будущем. Когда невежество и насилие правят на земле. Тогда и рождаются Будды для того, чтобы утвердить на земле Учение Справедливости, Возвышенный Будда появляется в мире. Для спасения многих людей, из сострадания к миру и для радости многих. Он проявляется как благословение и освобождение, на радость богов и людей «.
Аигуттара-Никайя сутра
Первоначальный обет и зарождение Бодхичитты
В древние времена, в Индии, много кальп назад, жил царь по имени Прасаннакирти, который назначил одного из своих слуг, искусного в обращении со слонами, хранителем и приучателем царских слонов. Однажды этот слуга привел к своему владыке новое прирученное животное, и царь уселся на него, собираясь совершить прогулку, но уже через несколько шагов слон, почувствовав запах слонихи, возбудивший в нем страсть, помчался, не останавливаясь, по лесам и долинам. Царь в ужасе молил слугу помочь ему, на что тот ответил: «Хватайтесь за ветви деревьев!» Царь ухватился, упал и потерял сознание. После того как слуга вывел его из обморока, царь, разгневавшись, сказал, что он, хранитель, будет наказан тюрьмой за то, что хвастался приручением слонов, а сам ничего не умеет. Слуга ответил: «Я приручил тело животного, но с умом его мне не справиться». «Как докажешь, что приручил его тело?» — снова спросил царь. «Через неделю после того, как слон вернется, — ответил хранитель, — вы увидите».
Действительно, прошло семь дней, и слон вернулся. Хранитель, приложив к телу животного раскаленное тавро, приказал ему не двигаться. Слон взревел, но не тронулся с места. «Но я неспособен подчинить ум слона», — сказал хранитель царю. Виденное настолько поразило царя, что он пришел к внезапному прозрению, что это именно он должен подчинить себе свой ум!». Тогда он принял начальный обет и произнес: «Пусть я, благодаря подношению, обрету рождение в клане Шакьев и достигну состояния Будды, которое будет соответствовать моим будущим заслугам, семье и роду. Я поведаю о Великом Мире, свободном от страха и ужаса, и спасу все живые существа, даже Брахму, ведь все охвачены страданием!» Таким образом, царь стал Бодхисаттвой, будущим Сиддхартхой Гаутамой.
Накопление заслуг
С того времени и до века Будды Раштрапалы этот бодхисаттва почитал 75 ООО будд и накопил неизмеримые заслуги.
Затем, начиная с Будды Садхукарьи и до Индрадхваджи, бодхисаттва почитал еще 76 ООО будд. Это был второй период накопления.
После, от времени Дипанкары и до Кашьяпы, он почитал 77 ООО других будд закончил третий период накопления благих деяний.
На протяжении 100 больших кальп бодхисатва завершил все необходимое для достижения совершенного состояния. Затем на протяжении 100 кальп он накопил благие заслуги, обычно достигаемые за 9 больших кальп, приведя к завершению все необходимое для реализации состояния Будды.
Когда оставшаяся 91 кальпа прошла в мир пришел Будда Кашьяпа (Второй). Благословенный бодхисаттва родился как Шветакету, в виде учителя и сына брахмана. Он достиг архатства при этом Будде и ушел на небеса Тушита. И оставался там до окончания срока одной жизни.
Нисхождение в мир людей
«Звук раковины отличен от других звуков, свет солнца ярче любого другого, Дхарма Будды не сводима к мирским учениям, и только Он указывает на их несостоятельность».
Лалитавистара сутра
Пребывание в мире Тушита и выбор места и времени рождения
На небесах Тушита, что означает «Полные Радости», одна жизнь небожителя или дэва равна 576 миллионам лет в их измерении. Для людей это кажется вечностью. Поскольку область богов также обусловлена кармой, то их бытие, каким бы оно ни было продолжительным и радостным, рано или поздно завершается. Появляются особые знаки, присущие для этих сфер, указывающие на конец жизни.
Звуки небесной музыки донесли до Бодхисаттвы Шветакету смысл будущих деяний. Он осознал себя в бесконечной родословной всех будд. Пришло время войти в мир других существ для проявления неисчезающего и вечно обновляющегося учения — Дхармы, возвращающей потерявшихся к Истоку.
Когда люди на земле жили 10 000 лет, Шветакету сначала решил, что пора, но он потом рассудил, что за такой срок жизни живые существа не постигнут скоротечность и иллюзорность всех явлений.
Когда живые существа стали жить не менее и не более ста лет, Бодхисаттва решил, что время пришло. Ждать наступления возраста, ограниченного пятьюдесятью годами, не было смысла — живые существа не смогли бы понять сложные истины Учения за такой короткий срок.
Из всех космических систем Бодхисаттва выбрал Джамбудвипу — мир людей. Из всех континентов и стран Он выбрал Индию, как наиболее готовую в духовном отношении землю, куда и раньше приходили будды. Она уцелела как континент, в то время как карта Земли с незапамятных времен поменялась несколько раз. Там рождались риши и шраманы, которые пытались постигнуть тайну мироздания и поддерживали древнюю веру в возможность окончательного Освобождения от оков страдания. Ко времени нисхождения Шветакету на землю, именно в Арьяварте, Индии, зародились необходимые условия, способствующие пониманию учений, выводящих человека за пределы любых ограничений. Поэтому свой выбор Бодхисаттва остановил на этой благословенной стране.
Принять земной облик он решил в кшатрийской среде, варне воинов, в роду раджи Шуддходаны, семья которого жила на берегу реки Рохини, между Варанаси и подножием Гималайских гор. Она правила Шакьями или саками — индоскифами в городе Капилавасту. По соседству с Шакьями обитало племя Колианов. Две дочери правителя Колианов стали женами Шуддходаны. Обе были бездетны. Бодхисаттва выбрал себе в матери старшую жену Шуддходаны — прекрасную Махамайю, которой к тому времени было уже сорок четыре года.
Таким образом, созерцая мир своего будущего существования, Он обратился к богам всех сфер с призывом: «Я войду в чрево Махамайи, на Джамбуцвипе, и обрету Нирвану. Кто также хочет достичь Освобождения, перерождайтесь со мной в этой стране!»
Громогласным эхом разнеслись по всем божественным мирам поучения Шветакету. Взяв лучезарную диадему, Он поместил ее на голову Святого Майтреи. «О небожители, — обратился он к ним, — я ухожу сейчас на Джамбудвипу для того, чтобы стать Буддой. С этого времени излагать Учение вам будет Майтрея». Многие божества возликовали от радости, что в мире появится Будда, другие опечалились. «Небеса без тебя опустеют, — говорили они, — в мире же, омраченном страстями, живые существа пребывают под чарами лжемудрецов и шраманов, ведущих в тупик. Боги перечислили 18 главных тиртиков (6 брахманских, 6 обычных и 6 особых шраманов), вводящих в заблуждение ищущих, но это не остановило Бодхисаттву. «Как звук раковины не спутать с другим звуком, так и мое Учение не смешается с мирскими учениями», — сказал он.
Приняв, по совету одного из богов, форму белоснежного облачного слона, Благословенный Бодхисаттва удалился с небес Тушита, увидя на себе последние отблески дивных солнц и, будучи окру жен радужными облаками, стал опускаться в более грубые и тягостные слои чувственного мира.
Состояние умов и уход пратьекабудд. За 12 лет до материнства Махамайи стали распространяться всевозможные слухи и пророчества. Нужен был мудрец, чтобы решить духовные проблемы, которые вставали перед жаждущими истины мыслителями и аскетами.
Дэвы и сыны богов, приняв облик бродячих брахманов, стали провозвещать пророчества о скором появлении в мире Будды. Многие из аскетов, такие, как Ашита, слышали это, преисполнившись ожидания, и вычисляли по древним предсказаниям время и место прихода, старались обнаружить приметы и знаки. Эти вести достигли ушей пратьекабудд, которые не учат и о которых не знают. «Через 12 лет Бодхисаттва будет зачат в чреве матери, поэтому вы должны покинуть эту землю, — сказали боги-вестники, — вам теперь здесь нечего делать». Пратьекабудда Матанга, пребывающий на холме Голангу-лапа-ривартана недалеко от Раджагрихи, ушел в нирвану, оставив отпечатки своих ступней на камне. 500 пратьекабудд ушли в нирвану через элемент огня. Они взлетели в небо и вошли через созерцание в измерение огня. Пепел от их тел упал па землю. То место так и назвали — «Ришипатана» — «Место, где упали ри-ши-мудрецы».
Вхождение в тело матери
«Ясно и в полном сознании устремляется Пробужденный из Радостной Обители божеств и Снисходит в тело избранной Матери…»
Мадджхима-Никайя
Во дворце раджи Шуддходаны появилось 18 чудесных предзнаменований. Наступил праздник Середины Лета, когда полная луна была в 16-м лунном созвездии и звезды предсказывали благоприятную судьбу. Народ Капилавасту пребывал в веселии.
В течение семи дней до полнолуния госпожа Махамайя принимала участие в празднествах, блиставших обилием венков, гирлянд и ароматов. На седьмой день она встала рано утром, совершила омовение в благовонной воде и щедро раздала нуждающимся 400 ООО монет. Облачившись в самые дорогие одежды, она вкусила чистой пищи и, давши обет соблюдать 5 заповедей, вошла в свои великолепные покои и, возлегши на свое царственное ложе, заснула и увидела сон: «Четыре Локапалы-Махараджи, стражи мира, подняли ее ложе, понесли к Гималайским горам и опустили его с покоившейся на нем Майей под великим, в 7 йоджан высотой, сандаловым деревом на пунцовой равнине, простиравшейся на 60 йоджан, почтительно отойдя после этого в сторону. Тогда приблизились к Майе их жены — Махарани и отнесли ее к озеру Анотаттва, омыли ее, дабы очистить ее от всех человеческих недостатков, одели в небесные одежды и осыпали небесными цветами.
Стоит отметить, что из множества биографий Будды Шакьямуни большинство не переведены на русский язык, а значит, и не изучены. Отсюда очевидная трудность составить некое единое представление о его жизни и деятельности, тем более, если учитывать мнение различных буддийских школ и запредельную сторону самого появления Будды в мире. Но в каждом жизнеописании Будды присутствует общая сердцевина, состоящая из главных, пусть и по-разному трактуемых событий. К ним относится рождение Будды в Капилавасту, достижение им Пробуждения в Бодхгайе, проповедь Учения в Сарнатхе близ Бенареса и уход в Великую Нирвану в Кушинагаре. Это главные события в жизни Будды, и места, где они произошли, с благоговением почитаются буддистами всего мира, поскольку все формы и направления Буддизма согласны в том, что Будда Шакьямуни был основателем, что Он постиг трансцендентальную мудрость, сидя поддеревом Бодхи, что Он указал путь из мира страданий в иную жизнь, в бессмертие, и что те, кто следует путем Освобождения, могут также достичь высшей мудрости. В этом — сущность, лежащая в основе единства различных и противоречивых точек зрения, которые характеризуют буддизм.
Неподалеку от того места находился Серебряный Холм, на нем же был золотой павильон: в нем-то и устроили они небесное ложе, изголовьем к востоку, и положили Майю на него. И тогда будущий Будда, Бодхисаттва Шветакету приняв облик превосходного белого слона с шестью бивнями, бродившего поблизости по золотому холму, спустился с него и, взобравшись на северный холм, приблизился к ней с северной стороны. Держа в своем серебряном хоботе цветок белого лотоса, и испустив далеко разнесшийся крик, он вошел в золотой павильон и, трижды поклонившись ложу матери, нежно постучал в ее правый бок и как будто вошел в ее чрево. «Так произошло зачатие Шветакету на исходе праздника Середины Лета.
А на следующий день Махамайя, проснувшись, рассказала свой сон радже Шуддходане: «Слон, белый как снег, белый как раковина, снег или серебро, с шестью бивнями, с прекрасными ногами, чудесным хоботом и красной головой с гребнем, вошел в мое чрево — самый красивый из слонов, с изящною походкой, несокрушимый, как алмаз. И никогда я не ощущала, не видела и не слыхала большего счастья, исполнившись телесного довольства и душевного блаженства, была я полностью поглощена созерцанием».
Спросили брахманов о значении этого сна, и они предсказали, что должен родиться ребенок исключительных качеств. Если он останется жить во дворце, то станет Чакравартином — вселенским монархом. Если уйдет в отшельники, то станет Буддой. Радость охватила сердце Шуцдхо-даны, но и беспокойство шевельнулось в нем при последнем пророчестве.
Предзнаменования и пребывание в теле матери
Бодхисаттва пребывал в чреве матери 10 месяцев. За это время Бодхисаттва обратил к лику Истины 3 600 000 000 живых существ, включая богов и людей. Сезоны в этом году смешались. В прохладное время зимы распустились растения, благоухая своими цветами, а в период муссонов лишь зарницы на темном горизонте напоминали о ливнях. Кто имел догадливый ум, те насчитали до 32 примет, которыми природа уведомляла о присутствии высочайшего существа.
Рождение Бодхисаттвы
«О бхикшу, в этом мире некоторые приходят в жизнь, в лоно своей матери, не зная, остаются там, не зная, и выходят (рождаются) из него, не зная. Это первый способ.
Бхикшу, некоторые приходят в жизнь, в лоно своей матери сознательно, остаются там, не зная и выходят из него не зная. Это второй.
Бхикшу, некоторые приходят в жизнь, в лоно своей матери сознательно, остаются там сознательно, но выходят не зная. Это третий.
Бхикшу, некоторые в этом мире приходят в жизнь, в лоно своей матери сознательно, остаются там сознательно и выходят из него сознательно. И это есть четвертый способ».
Самгита сутра
Рождение
Почувствовав приближение родов, Майя попросила мужа отпустить ее в рощу Лумбини, лежащую на перепутье между ее родным городом Дэвадха и столицей Шакьев — Капилавасту. Гуляя между деревьев, Майя схватилась за одну из нагнувшихся ветвей и устремила свой взгляд в даль небесную, мгновенно расцветшую переливами яркой радуги. И в это мгновение родился Бодхисаттва.
Он родился, не причинив никакой боли, выйдя чудесным образом из правого бока. Высшее существо рождается с многими способностями, отсутствующими у обычных людей. Ребенок был в состоянии ходить и говорить в момент своего рождения: Он сделал 56 шагов — 7 вперед, 7 назад и т.д. — по направлениям всех сторон света — и произнес фразы божественных предсказаний после каждых 14 шагов. «Я буду предшествовать всякой добродетели», — произнес Он миру в направлении востока. «Я обрету высший дар — признательность богов и людей», — в направлении юга. «Я стану Существом предельно совершенным. Это мое последнее рождение. Отныне я положу конец страданию рождения, старости», — в направлении запада. Повернувшись на север: «Я стану Наивысшим из всех, ибо преодолею карму».
Глядя вниз: «Я одержу верх над Марой, дарую блаженство существам низших миров, пролью на них благодатный дождь из облака Учения». И глядя вверх: «Все живые существа узрят меня в ясной прозрачности неба». Он ходил, и под ногами ребенка с необычной быстротой расцветали лотосы.