Практическая направленность проповеди Дхармы
Все, что говорил Будда, запоминалось наизусть, заучивалось и применялось на практике способными учениками. Будда говорил, что передал своим последователям все необходимое для практики Освобождения. Однажды состоялся такой разговор, когда Бхагават («Победоносный» — эпитет Будды) пребывал в лесу близ Каушамби. Он взял в руки несколько листьев и спросил учеников:
— Как вы полагаете, бхикшу, что больше — тех листьев, которые я держу в руке, или листьев в лесу?
— Тех листьев, Учитель, которые Победоносный взял в руку, очень немного, а гораздо больше листьев в лесу.
— Точно так же, бхикшу, то, что я познал и не возвестил вам, гораздо больше того, что я вам возвестил. Почему же я не возвестил вам этого? Потому, бхикшу, что это вам совершенно бесполезно, потому что это не нужно для совершенной жизни, потому что это не ведет к отречению от сансары, к уничтожению всего чувственного, к прекращению всего скоропреходящего, к миру, к познанию, к пробуждению, к нирване: потому я и не возвестил вам этого.
Что же я вам возвестил? Воистину, о бхикшу, я возвестил вам, что такое страдание. Я возвестил вам, что такое тришна — причина страданий. Я возвестил вам, что такое Нирвана, где нет страдания. Я возвестил вам о пути, ведущем к Нирване».
Иными словами, Будда не рассматривал вопросы космогонии и окончательной эсхатологии, дабы не «расслабить» текущую практику учеников.
Учение о карме. Учение об всеобщем законе кармы или законе воздаяния является одной из основ Дхармы Будды. Карма обнаруживается в бесконечном опыте многих существований, согласно которому наше настоящее является результатом того, что мы делали, говорили или думали в прошлом. Добро, которое мы творим, и вознаграждение, следуемое за этим, является благом, заслугой. Плохие, дурные поступки и наказание, которое они нам приносят, является злом. Этот процесс получения наград и наказаний продолжается в бесконечном круге причины и следствия, рождения и смерти. Будда не отвечал на вопрос о происхождении кармы, равно как и мира сансары, обусловленного кармой. «Если в человека попала стрела, то для него важнее быстрее ее вырвать, а не задаваться вопросом по поводу пославшего ее, — говорил он, — ведь человек умрет прежде, чем узнает это. Узнать же, кто ее послал, можно лишь после выздоровления, то есть Пробуждения». Следовательно, вопрос о происхождении мира не снимался, а отодвигался, и в этом проявилась практическая особенность Дхармы. Будда учил, что закон кармы лишь определяет наши благие и дурные последствия деяний, чувств и мыслей -выхода из этого круга он, сам по себе, не предполагает. «Одни возвращаются в материнское лоно; делающие зло попадают в преисподнюю; творящие добро рождаются на небесах…» (Дхаммапада). Но рано или поздно и небеса прощаются с существом, не успокоившим в себе волнение элементов, на которые делится его поток сознания, и оно возрождается вновь для того, чтобы страдать.
Учение о милосердии
Взяв в качестве отправной точки всеобщность страдания, Будда являет миру Учение, свидетельствующее о совершенном и окончательном Освобождении от мирового зла. «Существует пять вещей, — говорил Будда, — которых не может достигнуть ни один шраман и ни один брахман, ни дэва-бог, ни Брахма, ни Мара и ни одно существо на свете. Какие же это пять вещей? Это, чтобы не состарилось то, что подлежит старости; чтобы не болело то, что подвержено болезни; чтобы не умирало то, что должно умереть; чтобы не падало то, что подвержено падению: чтобы не погибало то, что подвержено исчезновению — вот чего не может достигнуть ни один шраман и брахман, ни дэва, ни Брахма, ни Мара, никто».
Брахманизм, воспринимая карму такой, какой она есть, не пытался изменить ход вещей, не пытался уйти от действия кармы: кто не попадал в высшие божественные сферы через жертвоподношения, тот выпадал обратно на землю и пожинал неумолимое возмездие судьбы. Но Дхарма Будды противопоставила этому взгляду метод освобождения от неумолимого рока. Она противопоставила идеалам жестокости и захвату, чудовищным пуджам и кастовому угнетению совершенно новый идеал — ненасилие и пробужденный бодрствующий ум, мудрость и энергию, созерцание и радость, милосердие и любовь ко всему живому, сердечную открытость окружающему миру. Именно через дружественность ко всему живому, милосердие и сострадание, сорадость и уравновешенность его учение предлагало избавиться от страдания и достичь другого берега — истинного блаженства Нирваны.
Учение о Нирване
Будда передал своим ученикам метод реализации, применяя который обнаруживают результат — Пробуждение в состоянии блаженной Нирваны, которую уже никто не в силах изменить или разрушить: ни боги, ни люди, ни судьба. Будда говорил о ней, как о единственной реальности, как о предмете всех устремлений и желаний. Именно в идее нирваны, перед которой «слова останавливаются», и заключен важнейший смысл его Учения. «Как великое море проникнуто только одним вкусом — вкусом соли, так и мое Учение и эта виная проникнуты только одним стремлением — стремлением к освобождению», — говорил он. Была провозглашена свобода от всеобщего и безжалостного закона кармы. Этот проблеск или прорыв внутреннего прозрения приводит к совершенной Мудрости, преодолевающей извечный барьер между личностью и миром, к целостному и непосредственному восприятию действительности и к обретению сверхвозможностей.
Ниришварика
Поэтому Будда был выше понятий многобожия или единобожия и не рекомендовал своим последователям относиться к Абсолюту (нирвана, Будда) так, как это предписывается в ведах. Поэтому буддистов в Индии называли «ниришварика» — отвергающие веру в творца мира. Но какого творца? Брахмы или Вишну, которые, «узурпировав» роль «Творца», выступали в роли «демиургов»? Вспомним космическую модель в учении Махавиры, в джайнизме, где сам запредельный Пуруша и является суперкосмосом, частью которого является человечество. Разумеется, Будде эта система взглядов была известна, возможно, он ее даже разделял, но его манера изложения космологии не предполагала подобные экскурсы в метафизику. Он считал это знание вторичным: Пурушу никто и никогда не создавал, поэтому идея о творце мира отпадала, вследствие тождественности мира и самого Пуруши. Освобожденный дух человека, терминологически выражаемый посредством слов Будда («распространивший Пробужденность на все сферы бытия»), Татхагата («так шествующий») или Нирвана («угасание клеш»), которые в буддизме не противопоставлялись, — вот что было для него главным. Освобождение, будучи скрытой природой самого человека, достигается заслугами самого ищущего, когда накопленный им благой удел за время странствий по бесчисленным, созданным его кармой мирам позволяет приобщиться к изначальному Будде, который никогда не перестает быть сущим. Поэтому Будда не относился одобрительно к «пустым» спорам теоретической софистики об определении, например, абсолютного начала или положительной характеристики нирваны. Все понятия, считал он, далеки от истинного состояния Будды. Он предлагал все постигать практически, ибо все тайны бытия и смерти, нирваны и сансары раскрываются во время пробуждения или бодхи.
Учение о равноправии
«Моя Дхарма, — утверждал Будда, — есть Учение милосердия для всех. Как вода омывает всякие берега и очищает доброе и злое, и как неба довольно для всех, так и мое Учение не знает различия между мужчиной н женщиной, знатным и незнатным, шудрой и брахманом…»
«Как великие реки, сколько бы их не было: Ганга, Ямуна, Атиравати, Сарабху, Маги, достигая океана, теряют свое старое имя и свой старый род и приобретают отныне только имя великого океана, так, бхикшу, случается и с этими четырьмя варнами — кшатриями, брахманами, вайшьями и шудрами: если они, сообразно Учению, возвещенному победоносным Татхагатой, покинут свою родину и придут на чужбину, то потеряют свое старое имя и старый род и будут отныне носить только одно имя — бхикшу, следующих за Сыном Шакьев…»
Если человек становился последователем Будды или монахом Сангхи, то он оказывался вообще по ту сторону варн.
Когда Будду спросили, к какой варне Он принадлежит сам, Он ответил, что это праздный вопрос: Он ни брахман, ни царевич, ни кшатрий. Он отрешился от мира, и Он выше всех его законов. Будда признавал не равноправие каст, а их ненужность. «Мудрец, рожденный простыми людьми, — говорил Он, — становится великим, когда очищает себя терпением от всего нечистого».
Один из бхикшу свидетельствовал: «Происходил я из низкого рода, был я беден и нуждался. Работал на черной работе и выметал цветы увядшие и поблекшие из храмов и дворцов. Люди меня презирали, не обращали на меня никакого внимания и бранили. Униженно почтителен я был со всеми. И вот увидел я Будду с его бхикшу, когда Он, великий Джина, входил в город Магадхи. Сбросил я свою ношу и подошел, чтобы преклониться перед ним. Из милосердия ко мне остановился Он, Совершеннейший из людей. И склонился я к ногам Учителя, приступил к Нему и спросил Его, высочайшего из всех, принять меня, как бхикшу. И сказал мне Милосердный Учитель, сострадающий всему миру: «Приди ко мне, о бхикшу!»
Далее бхикшу Сунита рассказывает, как он удалился в лес и там, предаваясь созерцанию, достиг Освобождения. Пробуждение снизошло на него… «И увидел Учитель, как окружили меня боги. Улыбка появилась на Его лице, и Он сказал мне такие слова: «Священным жаром и целомудренной жизнью, победой над самим собой — вот как делаются брахманами, это есть высшее брахманство».
Когда махараджа Аджаташатру, сын Бимбисары, упасака, спросил Будду, как относиться к человеку из народа, оставившему свой дом и обратившемуся к духовной жизни, и что будет, если раб или слуга махараджи наденет желтое одеяние и станет жить бхикшу по мысли, слову и делу, Будда в свою очередь спросил: «Скажешь ли тогда, — спрашивает Будда махараджу, — пусть этот человек будет опять моим рабом и слугой, пусть он встает и падает предо много ниц, пусть он делает то, что я велю, пусть он живет для моего удовольствия, говорит мне приятное и смотрит мне в глаза?»
«Нет, Бхагаван, — отвечал раджа Будде, — я преклонюсь пред ним, приглашу его сесть, предложу ему одежду, пищу, кров и лекарство, если он болен, обеспечу ему жилище, стражу и защиту, приличествующую ему».
Настика
Учение Будды не признавало авторитет брахманских книг Древней Индии — вед, из-за обилия в них массы ненужных для Освобождения ритуалов, сковывающих волю и разум человека по рукам и ногам, налагавших один запрет на другой. Он часто указывал на деградацию традиций Вед и брахманизма и относился к ним как к низшим религиозным верованиям.
Будда выступал против всех видов суеверий, которые сковывали человеческий выбор, особенно против кровавых жертвоприношений. И снижение их числа и роли в последующие века в Индии — это заслуга исключительно Будды. Довольно терпимо относясь к почитанию различных богов, Будда добавлял, что почитание одного единственного бхикшу, последователя Будды несравненно выше, чем благоговение перед сонмом подверженных карме божеств. Почитание Муни, реализовавшего себя человека, выше почитания всех богов.
С учеными людьми, философски настроенными брахманами и шраманами и с бхикшу, выходцами из этих категорий, Будда говорил на их языке. Такой язык назывался языком шастр (комментариев). Учение, излагаемое таким образом, называлось Высшая Дхарма или Абхидхарма (метафизика) и являлась основой философского буддизма.
Будда утверждал, что его высшее учение объясняет все явления жизни и практики посредством особой теории дхарм. Примером служит индивидуальное сознание человека, которое рассматривалось в качестве потока неделимых частиц или элементов, носителей определенных качеств — дхарм. Каждая дхарма являлась либо положительной, либо негативной, в зависимости от буддийской цели спасения. Будда насчитывал таких дхарм около ста. Как буквы алфавита, числом всего не более тридцати группируются в слова и отражают всю многообразную лексику языка, так и дхармы сознания, группируясь, создают устойчивые сочетания, что приводит органы чувств человека и их объекты к сцепке и состоянию своего особого восприятия мира. К таким дхармам относились пять стихий, клеши, мудрость и интуиция, в общем, все содержимое психики человека. Будда вычленял из дхарм те, которые были необходимы для Освобождения (дружественность, сорадость, сострадание, равностность, усердие и др.) и рекомендовал подавлять дхармы-клеши (страсть, ненависть, жадность и пр.). Можно видеть, что Пробуждение Будды внесло перемены в учения его наставников — Арады и Удраки, по сути, он восстановил неискаженные древние корни этих учений, отбросив ложные наслоения.
С бхикшу, брахманами и шраманами, другими людьми, которых более занимали этические проблемы, Будда говорил на языке сутр, то есть «суждений». Любая тема, по прецеденту, рассматривалась с точки зрения принятия (положительного примера) и отвержения (не должного поведения). Поэтому сутра или речь Будды является «перекрестком» мнений, суждений относительно любого явления, его оценки с точки зрения приемлемости буддийских правил и этических норм.
Как правило, исходя из принципа ахимсы (ненасилия), Будда не начинал своей речи до момента, пока кто-либо из присутствующих не обращался к нему с вопросом. При этом ясность изложения темы Буддой не являлась гарантией от пристрастного восприятия со стороны отдельных лиц и категорий слушателей, среди которых были не только люди. Уже, начиная с Бенаресской сутры, в слушаниях Будды участвуют боги, асуры, наги, киннари, якши и другие существа.
Виная. Сами правила, и этические предписания излагались Буддой по случаям нарушения кем-либо из бхикшу, послушников или мирских последователей вначале небольшого «неписанного» устава и свершения проступков, нарушающих жизнь Сангхи, приводящих к искажению учения или негативным последствиям для самого виновника, потерявшего осознанность. Со временем таких правил стало насчитываться свыше двухсот (253 для полного монаха). Для предотвращения проступков и для покаяния в каждом из них проводились ритуалы Пратимокши (санск. «исповедь»).
Джатаки или истории о прошлых жизнях
После обеда Будда обычно отдыхал в тени деревьев, и только к вечеру, когда спадала тропическая жара, вокруг него собирались слушатели, и он вел с ними беседы. Его чарующий голос, увлекательная речь, красочные образы, исполненные глубокого смысла, стремление быть понятным каждому — делали чудеса. И если с брахманами он говорил возвышенно и проникновенно, а бхикшу и йогам он давал драгоценные наставления, советы по практике Винаи и созерцания, то простому народу он рассказывал истории о своих прошлых воплощениях и деяниях, мудрые притчи, содержащие мораль и основные положения Дхармы. По разным случаям он рассказывал предания из прошлых кальп, и, если речь шла о его прошлых деяниях, то в конце рассказа он непременно отождествлял персонажей с известными современниками из числа членов Сангхи или известных мирян-последователей. Будда был добр, прост в обращении, не требовал жертвоприношений, не был похож на напыщенных брахманских жрецов, которые, принимая от народа деньги, считали всякое соприкосновение с ним осквернением. Для облегчения восприятия, он обращался к народу на общедоступном языке пракрите, на котором говорили жители Магадан и сопредельных областей.