Главная > Будда > Рождение и детство
Рождение и детство
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СИДДХАРТХИ ГАУТАМЫ, БУДДЫ ИЗ РОДА ШАКЬЕВ


Становление Бодхисаттвой и достижение небес Тушита

 

 

 

 

«Я один из длинного ряда Будд. Многие были рож­дены прежде и Многие родятся в будущем. Когда не­вежество и насилие правят на земле. Тогда и рож­даются Будды для того, чтобы утвердить на земле Учение Справедливости, Возвышенный Будда появ­ляется в мире. Для спасения многих людей, из сост­радания к миру и для радости многих. Он прояв­ляется как благословение и освобождение, на радость богов и людей «.

 

 

Аигуттара-Никайя сутра

 

 

 

Первоначальный обет и зарождение Бодхичитты

 

 

 

В древние времена, в Индии, мно­го кальп назад, жил царь по имени Прасаннакирти, который назначил одного из своих слуг, искусного в обращении со слонами, хранителем и приучателем царских слонов. Однажды этот слуга привел к своему владыке новое приру­ченное животное, и царь уселся на него, собираясь совершить прогулку, но уже через несколько шагов слон, почувст­вовав запах слонихи, возбудивший в нем страсть, помчался, не останавливаясь, по лесам и долинам. Царь в ужасе мо­лил слугу помочь ему, на что тот ответил: «Хватайтесь за ветви деревьев!» Царь ухватился, упал и потерял сознание. По­сле того как слуга вывел его из обморо­ка, царь, разгневавшись, сказал, что он, хранитель, будет наказан тюрьмой за то, что хвастался приручением слонов, а сам ничего не умеет. Слуга ответил: «Я приручил тело животного, но с умом его мне не справиться». «Как докажешь, что приручил его тело?» — снова спросил царь. «Через неделю после того, как слон вернется, — ответил хранитель, — вы увидите».

 

 

Действительно, прошло семь дней, и слон вернулся. Хранитель, приложив к телу животного раскаленное тавро, приказал ему не двигаться. Слон взре­вел, но не тронулся с места. «Но я неспособен подчинить ум слона», — ска­зал хранитель царю. Виденное настоль­ко поразило царя, что он пришел к вне­запному прозрению, что это именно он должен подчинить себе свой ум!». Тогда он принял начальный обет и произнес: «Пусть я, благодаря подношению, обре­ту рождение в клане Шакьев и достигну состояния Будды, которое будет соот­ветствовать моим будущим заслугам, се­мье и роду. Я поведаю о Великом Мире, свободном от страха и ужаса, и спасу все живые существа, даже Брахму, ведь все охвачены страданием!» Таким обра­зом, царь стал Бодхисаттвой, будущим Сиддхартхой Гаутамой.

 

Накопление заслуг

 

 

 

 

С того времени и до века Будды Раштрапалы этот бодхисаттва по­читал 75 ООО будд и накопил неизмери­мые заслуги.

 

 

Затем, начиная с Будды Садхукарьи и до Индрадхваджи, бодхисаттва почи­тал еще 76 ООО будд. Это был второй пе­риод накопления.

 

 

После, от времени Дипанкары и до Кашьяпы, он почитал 77 ООО других будд закончил третий период накопления благих деяний.

 

 

На протяжении 100 больших кальп бодхисатва завершил все необходимое для достижения совершенного состояния. Затем на протяжении 100 кальп он накопил благие заслуги, обычно достигае­мые за 9 больших кальп, приведя к за­вершению   все   необходимое для реализации состояния Будды.

 

 

Когда оставшаяся 91 кальпа прошла в мир пришел Будда Кашьяпа (Второй). Благословенный бодхисаттва родился как Шветакету, в виде учителя и сына брахмана. Он достиг архатства при этом Будде и ушел на небеса Тушита. И оста­вался там до окончания срока одной жизни.

 

 

Нисхождение в мир людей

 

 

 

 

«Звук раковины отличен от других звуков, свет солнца ярче любого другого, Дхарма Будды не своди­ма к мирским учениям, и только Он указывает на их несостоятельность».

 

 

Лалитавистара сутра

 

 

 

Пребывание в мире Тушита и выбор места и времени рождения

 

 

 

 

На небесах Туши­та, что означает «Полные Радости», од­на жизнь небожителя или дэва равна 576 миллионам лет в их измерении. Для людей это кажется вечностью. По­скольку область богов также обуслов­лена кармой, то их бытие, каким бы оно ни было продолжительным и ра­достным, рано или поздно завершается. Появляются особые знаки, присущие для этих сфер, указывающие на конец жизни.

 

 

Звуки небесной музыки донесли до Бодхисаттвы Шветакету смысл будущих деяний. Он осознал себя в бесконечной родословной всех будд. Пришло время войти в мир других существ для проявле­ния неисчезающего и вечно обновляю­щегося учения — Дхармы, возвращаю­щей потерявшихся к Истоку.

 

 

Когда люди на земле жили 10 000 лет, Шветакету сначала решил, что пора, но он потом рассудил, что за такой срок жизни живые существа не постигнут скоротечность и иллюзорность всех яв­лений.

 

 

Когда живые существа стали жить не менее и не более ста лет, Бодхисаттва решил, что время пришло. Ждать на­ступления возраста, ограниченного пя­тьюдесятью годами, не было смысла — живые существа не смогли бы понять сложные истины Учения за такой ко­роткий срок.

 

 

Из всех космических систем Бодхи­саттва выбрал Джамбудвипу — мир людей. Из всех континентов и стран Он выбрал Индию, как наиболее готовую в духовном отношении землю, куда и раньше приходили будды. Она уцеле­ла как континент, в то время как карта Земли с незапамятных времен поменя­лась несколько раз. Там рождались риши и шраманы, которые пытались постигнуть тайну мироздания и поддер­живали древнюю веру в возможность окончательного Освобождения от оков страдания. Ко времени нисхождения Шветакету на землю, именно в Арьяварте, Индии, зародились необходи­мые условия, способствующие понима­нию учений, выводящих человека за пределы любых ограничений. Поэтому свой выбор Бодхисаттва остановил на этой благословенной стране.

 

 

Принять земной облик он решил в кшатрийской среде, варне воинов, в роду раджи Шуддходаны, семья кото­рого жила на берегу реки Рохини, меж­ду Варанаси и подножием Гималайских гор. Она правила Шакьями или сака­ми — индоскифами в городе Капилавасту. По соседству с Шакьями обитало пле­мя Колианов. Две дочери правителя Колианов стали женами Шуддходаны. Обе были бездетны. Бодхисаттва вы­брал себе в матери старшую жену Шуддходаны — прекрасную Махамайю, которой к тому времени было уже со­рок четыре года.

 

 

Таким образом, созерцая мир своего будущего существования, Он обратился к богам всех сфер с призывом: «Я войду в чрево Махамайи, на Джамбуцвипе, и об­рету Нирвану. Кто также хочет достичь Освобождения, перерождайтесь со мной в этой стране!»

 

 

Громогласным эхом разнеслись по всем божественным мирам поучения Шветакету. Взяв лучезарную диадему, Он поместил ее на голову Святого Майтреи. «О небожители, — обратился он к ним, — я ухожу сейчас на Джамбудвипу для того, чтобы стать Буддой. С этого времени из­лагать Учение вам будет Майтрея». Мно­гие божества возликовали от радости, что в мире появится Будда, другие опеча­лились. «Небеса без тебя опустеют, — го­ворили они, — в мире же, омраченном страстями, живые существа пребывают под чарами лжемудрецов и шраманов, ведущих в тупик. Боги перечислили 18 главных тиртиков (6 брахманских, 6 обычных и 6 особых шраманов), вводя­щих в заблуждение ищущих, но это не ос­тановило Бодхисаттву. «Как звук рако­вины не спутать с другим звуком, так и мое Учение не смешается с мирскими учениями», — сказал он.

 

 

Приняв, по совету одного из богов, форму белоснежного облачного слона, Благословенный Бодхисаттва удалился с небес Тушита, увидя на себе последние отблески дивных солнц и, будучи окру жен радужными облаками, стал опус­каться в более грубые и тягостные слои чувственного мира.

 

 

Состояние умов и уход пратьекабудд. За 12 лет до материнства Махамайи стали рас­пространяться всевозможные слухи и пророчества. Нужен был мудрец, что­бы решить духовные проблемы, кото­рые вставали перед жаждущими истины мыслителями и аскетами.

 

 

Дэвы и сыны богов, приняв облик бродячих брахманов, стали провозве­щать пророчества о скором появлении в мире Будды. Многие из аскетов, та­кие, как Ашита, слышали это, преис­полнившись ожидания, и вычисляли по древним предсказаниям время и место прихода, старались обнаружить приме­ты и знаки. Эти вести достигли ушей пратьекабудд, которые не учат и о кото­рых не знают. «Через 12 лет Бодхисаттва будет зачат в чреве матери, поэтому вы должны покинуть эту землю, — сказа­ли боги-вестники, — вам теперь здесь нечего делать». Пратьекабудда Матанга, пребывающий на холме Голангу-лапа-ривартана недалеко от Раджагрихи, ушел в нирвану, оставив отпечатки сво­их ступней на камне. 500 пратьекабудд ушли в нирвану через элемент огня. Они взлетели в небо и вошли через созерца­ние в измерение огня. Пепел от их тел упал па землю. То место так и назвали — «Ришипатана» — «Место, где упали ри-ши-мудрецы».

 

 

 

 

Вхождение в тело матери

 

 

 

«Ясно и в полном сознании устремляется Пробуж­денный из Радостной Обители божеств и Снисхо­дит в тело избранной Матери…»

 

 

Мадджхима-Никайя

 

 

Во дворце раджи Шуддходаны появи­лось 18 чудесных предзнаменований. На­ступил праздник Середины Лета, когда полная луна была в 16-м лунном созвез­дии и звезды предсказывали благоприят­ную судьбу. Народ Капилавасту пребы­вал в веселии.

 

 

В течение семи дней до полнолуния госпожа Махамайя принимала участие в празднествах, блиставших обилием венков, гирлянд и ароматов. На седьмой день она встала рано утром, совершила омовение в благовонной воде и щедро раздала нуждающимся 400 ООО монет. Об­лачившись в самые дорогие одежды, она вкусила чистой пищи и, давши обет со­блюдать 5 заповедей, вошла в свои ве­ликолепные покои и, возлегши на свое царственное ложе, заснула и увидела сон: «Четыре Локапалы-Махараджи, стражи мира, подняли ее ложе, понесли к Гима­лайским горам и опустили его с покоив­шейся на нем Майей под великим, в 7 йоджан высотой, сандаловым деревом на пунцовой равнине, простиравшейся на 60 йоджан, почтительно отойдя после этого в сторону. Тогда приблизились к Майе их жены — Махарани и отнесли ее к озеру Анотаттва, омыли ее, дабы очистить ее от всех человеческих недостатков, одели в небесные одежды и осы­пали небесными цветами.

 

 

 

Стоит отметить, что из множества биогра­фий Будды Шакьямуни большинство не переведены на русский язык, а зна­чит, и не изучены. От­сюда очевидная труд­ность составить некое единое представле­ние о его жизни и де­ятельности, тем бо­лее, если учитывать мнение различных буддийских школ и запредельную сто­рону самого появле­ния Будды в мире. Но в каждом жизне­описании Будды присутствует общая сердцевина, состоя­щая из главных, пусть и по-разному тракту­емых событий. К ним относится рождение Будды в Капилавасту, достижение им Про­буждения в Бодхгайе, проповедь Учения в Сарнатхе близ Бенареса и уход в Великую Нирвану в Кушинагаре. Это главные события в жизни Будды, и места, где они произошли, с благо­говением почитаются буддистами всего мира, поскольку все формы и направле­ния Буддизма соглас­ны в том, что Будда Шакьямуни был осно­вателем, что Он постиг трансценден­тальную мудрость, сидя поддеревом Бодхи, что Он указал путь из мира страда­ний в иную жизнь, в бессмертие, и что те, кто следует путем Освобождения, могут также достичь высшей мудрости. В этом — сущность, лежащая в основе единства различных и противо­речивых точек зрения, которые характеризуют буддизм.

 

 

Неподалеку от того места находился Серебряный Холм, на нем же был золо­той павильон: в нем-то и устроили они небесное ложе, изголовьем к востоку, и положили Майю на него. И тогда буду­щий Будда, Бодхисаттва Шветакету при­няв облик превосходного белого слона с шестью бивнями, бродившего побли­зости по золотому холму, спустился с не­го и, взобравшись на северный холм, приблизился к ней с северной стороны. Держа в своем серебряном хоботе цве­ток белого лотоса, и испустив далеко раз­несшийся крик, он вошел в золотой па­вильон и, трижды поклонившись ложу матери, нежно постучал в ее правый бок и как будто вошел в ее чрево. «Так про­изошло зачатие Шветакету на исходе праздника Середины Лета.

 

 

А на следующий день Махамайя, про­снувшись, рассказала свой сон радже Шуддходане: «Слон, белый как снег, бе­лый как раковина, снег или серебро, с шестью бивнями, с прекрасными нога­ми, чудесным хоботом и красной голо­вой с гребнем, вошел в мое чрево — са­мый красивый из слонов, с изящною походкой, несокрушимый, как алмаз. И никогда я не ощущала, не видела и не слыхала большего счастья, исполнив­шись телесного довольства и душевного блаженства, была я полностью поглоще­на созерцанием».

 

 

Спросили брахманов о значении этого сна, и они предсказали, что должен ро­диться ребенок исключительных качеств. Если он останется жить во дворце, то ста­нет Чакравартином — вселенским монар­хом. Если уйдет в отшельники, то станет Буддой. Радость охватила сердце Шуцдхо-даны, но и беспокойство шевельнулось в нем при последнем пророчестве.

 

 

Предзнаменования и пребывание в теле ма­тери

 

 

 

Бодхисаттва пребывал в чреве ма­тери 10 месяцев. За это время Бодхисатт­ва обратил к лику Истины 3 600 000 000 живых существ, включая богов и людей. Сезоны в этом году смешались. В про­хладное время зимы распустились рас­тения, благоухая своими цветами, а в пе­риод муссонов лишь зарницы на темном горизонте напоминали о ливнях. Кто имел догадливый ум, те насчитали до 32 примет, которыми природа уведомляла о присутствии высочайшего существа.

 

Рождение Бодхисаттвы

 

 

 

 

«О бхикшу, в этом мире некоторые приходят в жизнь, в лоно своей матери, не зная, остаются там, не зная, и выходят (рождаются) из него, не зная. Это первый способ.

 

 

Бхикшу, некоторые приходят в жизнь, в лоно сво­ей матери сознательно, остаются там, не зная и выходят из него не зная. Это второй.

 

 

Бхикшу, некоторые приходят в жизнь, в лоно сво­ей матери сознательно, остаются там сознатель­но, но выходят не зная. Это третий.

 

 

Бхикшу, некоторые в этом мире приходят в жизнь, в лоно своей матери сознательно, остаются там со­знательно и выходят из него сознательно. И это есть четвертый способ».

 

 

Самгита сутра

 

 

Рождение

 

 

 

Почувствовав приближение ро­дов, Майя попросила мужа отпустить ее в рощу Лумбини, лежащую на перепу­тье между ее родным городом Дэвадха и столицей Шакьев — Капилавасту. Гу­ляя между деревьев, Майя схватилась за одну из нагнувшихся ветвей и устреми­ла свой взгляд в даль небесную, мгно­венно расцветшую переливами яркой радуги. И в это мгновение родился Бод­хисаттва.

 

 

Он родился, не причинив никакой бо­ли, выйдя чудесным образом из правого бока. Высшее существо рождается с мно­гими способностями, отсутствующими у обычных людей. Ребенок был в состо­янии ходить и говорить в момент свое­го рождения: Он сделал 56 шагов — 7 вперед, 7 назад и т.д. — по направлениям всех сторон света — и произнес фразы божественных предсказаний после каж­дых 14 шагов. «Я буду предшествовать всякой добродетели», — произнес Он ми­ру в направлении востока. «Я обрету выс­ший дар — признательность богов и лю­дей», — в направлении юга. «Я стану Существом предельно совершенным. Это мое последнее рождение. Отныне я положу конец страданию рождения, ста­рости», — в направлении запада. Повер­нувшись на север: «Я стану Наивысшим из всех, ибо преодолею карму».

 

 

Глядя вниз: «Я одержу верх над Ма­рой, дарую блаженство существам низ­ших миров, пролью на них благодатный дождь из облака Учения». И глядя вверх: «Все живые существа узрят меня в ясной прозрачности неба». Он ходил, и под но­гами ребенка с необычной быстротой расцветали лотосы.