Агинский дацан



«Дэчен Лхундублинг»

Основан в 1811 году

Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1

Агван (тиб.) - Владыка слова, обладающий прекрасным и богатым словом

Хуралы



Большие хуралы (молебны)

проводимые в Агинском дацане

 

В традиции школы Гелуг в году определено шесть больших хура­лов: Монлам Ченмо, Дуйнхор, Дончод, Майдари, Лхабаб Дуйсэн и Зула. В канун Нового года по лунному календарю в дацане проводят хурал Де­сяти Защитников и ритуал очищения Дугжууба. В первый день нового года читают хурал Цедор Лхамо. Далее в первые пятнадцать дней нового года проводится празднование Монлам Ченмо. В этой части приведено описание шести больших и других хуралов, проводящихся в дацане ради блага всех живых существ.

 

Монлам Ченмо

 

Большой новогодний хурал проводится в течение пятнадцати дней,  первого весеннего месяца по лунному календарю (бур. - «Сагаан hapa»). Это хурал, начинающий годовой цикл больших и малых хуралов в буд­дийских дацанах. Он учреждён Ламой Цонкапой и назван «Монлам Чен­мо» в память о том, что в эти дни Будда победил тиртхиков и совершил чудеса. На хурале читают молитвы, хвалебные гимны Божествам и про­износят пожелания счастья и благополучия всем в наступающем году. Во время хурала верующие молятся за усопших родственников, близких людей с пожеланиями обретения ими благих рождений и благоприятной жизни в следующем рождении. Первые две недели Сагаалгана в наиболь­шей степени благоприятны для чтения молитв и проведения ритуалов на год, так как совершённые добродетели в эти дни, отмеченные благосло­вением Будды, многократно увеличиваются.

 

Дугжууба

 

Это особый ритуал очищения, он проводится в канун Лосара для устранения всех помех, всего плохого, для того чтобы в новом году человек обрел благополучие, счастье, здоровье. На хурале совершается по­клонение и подношение Защитнику Дхармарадже (тиб. — «Чойгьял», бур. — «Чойжил-сахюусан»), также сжигается «соор», который символи­зирует всё негативное и отрицательное. Дугжууба проводится двадцать девятого числа последнего лунного месяца в канун Нового года.

 

 

Десять Защитников

 

Хурал посвящен десяти Защитникам Учения. Это Джигжед, Чагдор, Гонпо, Чойгьял, Палден Лхамо, Намсарай, Гонкар, Чамсин, Шалши, Цамба. Люди, участвующие в хурале, просят их о защите и покровитель­стве. Хурал проводится для восстановления обетов. На хурале призыва­ют десять Защитников, подносят им дары и читают хвалебные гимны.

 

Цедор Лхамо

 

Хурал посвящен Защитнице Палден Лхамо. Он проводится на рас­свете первого дня Нового года по лунному календарю. Последний день года до рассвета следующего дня является особым временем — време­нем Палден Лхамо. Для неё готовят и красиво расставляют подношения, читают молитвы, обращаются к ней с просьбами о даровании счастья, богатства, здоровья и всего доброго в наступающем году. В этот час она нисходит на Землю, обходит её и дарует всем обратившимся к ней своё благословение. Поэтому у верующих Новый год начинается на рассвете, когда они встречают Защитницу Палден Лхамо.

 

Намдаг сан, Хий мориной сан

 

Когда царь Трисонг Децен строил монастырь Самье, у него возник­ли большие сложности. Недовольные хозяева местности и наги - хозяе­ва воды, разрушали за ночь всё построенное в течение дня и поражали людей, занятых строительством, внезапными болезнями. Царь обратился за помощью к великому Падмасамбхаве. Приехав, Падмасамбхава проявил себя в гневном виде и силой заставил хозяев местности взять обязательство помогать последователям буддийского Учения. По завер­шении строительства монастыря был выполнен ритуал «Намдаг сан», на котором возжигались благовония в качестве подношения приглашён­ным хозяевам местности и нагам.

На хурале «Намдаг сан» верующие сначала обращаются с просьбами к Учителям, Буддам, Бодхисаттвам, Защитникам буддийского Учения и уже потом к хозяевам местности.

Намдаг сан читают для благоприятствования в дальней дороге, успехов в работе и учёбе, привлечения удачи и здоровья. В день проведе­ния молебна можно вывешивать молитвенные флажки — Лунгта (бур. — «Хий морин», рус. — «Конь ветра»).

 

Дуйнхор

 

Хурал Дуйнхор (молебен Калачакры) проводится в день, когда Будда Шакьямуни даровал Учение Калачакры в стране Шамбала. Это пятнад­цатый день третьего месяца по лунному календарю. Участие в молебне дарует благо всем живым существам, гармонизирует внешний мир и вну­тренний мир человека, оставляет благой отпечаток для будущих рожде­ний, даёт верующим возможность перерождения в стране Шамбала, где можно быстро достичь Просветления.

 

Дончод

 

Название хурала переводится как «Праздник тысячи подношений» и проводится пятнадцатого числа первого летнего месяца по лунному ка­лендарю. В этот особенный день произошли три важных события в зем­ной жизни Будды Шакьямуни — Рождение, Просветление, Уход в Пари-нирвану, в ознаменование этого проводится большой хурал, на котором ламы читают сутры из Кангьюра.

 

Майдари

 

Хурал посвящен Будде Грядущего — Майтрее. Он проводится чет­вёртого числа последнего летнего месяца. В этот день из дацана торже­ственно выносят статую Будды Майтреи и ставят на колесницу. В колес­ницу запряжён конь, украшенный зелёной попоной. Согласно текстам цвет коня Будды Майтреи зелёный. Вся праздничная процессия (ламы в ритуальных одеяниях и верующие), сопровождаемая звуками ритуальных музыкальных инструментов, торжественно обходит дацан. В священных сутрах сказано, что с приходом Будды Майтреи на земле наступит сча­стье и радость. Читается священная сутра «Поклонение и подношение Будде Майтрее».

 

Лхабаб Дуйсэн

 

Хурал проводится двадцать второго числа последнего осеннего месяца по лунному календарю в честь решения Будды обрести послед­нее земное рождение ради блага всех живых существ и открыть людям своё Учение. Его последователи возносят молитвы Учителям, читается текст «Найдан», который посвящен шестнадцати Архатам — ученикам Будды.

 

Зула хурал

 

Зула хурал - «Праздник светильников» - проводится двадцать пято­го числа первого зимнего месяца по лунному календарю. Он посвящен Великому Цонкапе, земному воплощению Бодхисаттвы Манджушри, реформатору тибетского буддизма, основателю школы Гелуг. Верующие читают «Мигзем» (молитвенное обращение к Ламе Цонкапе) и зажигают светильники, символизирующие свет мудрости, рассеивающий мрак не­ведения.