Агинский дацан



«Дэчен Лхундублинг»

Основан в 1811 году

Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1

Агван (тиб.) - Владыка слова, обладающий прекрасным и богатым словом

Энциклопедия


 

Т У Ф Х Ц Ч Ш Ю Я

 

 
Т
 
Таковость (санскр. Tathata, тиб. debzinnid) — одно их важных понятий буддизма. Оно обозначает абсолют­ное, реальность, независимую от наименований, условий, характеристик, истину в высшем смысле.
 
Танка — тибетская буддийская икона, выполненная на холсте.
 
Тантра (rgyud) "непрерывность, длительность", "нить" — 1) имеется в виду непрерывность бытия. Основная идея тантры, как и других учений буддизма, заключается в достижении состояния совершенства и просветле­ния (или обретения природы будды), но присущее тантре качество непрерывности продолжается даже за пре­делами достигнутого состояния просветленности. В этом ее отличие от других буддийских учений; 2) тракта­ты, сочинения, ритуальные тексты.
 
Тантраяна — см. ваджраяна.
 
Тантризм — учение, включающее тантры индуистской традиции и тантры буддийской традиции. Обе тради­ции возникли в Индии, но развивались самостоятельно и существенно отличаются друг от друга. В буддийских тантрах женское начало — праджня — является пассивным по своей сути, а мужское — упая — является активным и динамичным.
 
Тантрик, тантрист — последователи учения тантр.
 
Тантры очищенные — учение тантр, делающее главный упор на почитание духовного наставника, аскетизм, отшельничество и длительную медитативную практику и исключающее эротический аспект тантр, потребле­ние опьяняющих напитков и другие нарушения буддийской этики.
 
Тара (sgrol-ma) "спасительница" — в буддийской мифологии бодхисаттва, идам и праджня, наиболее популяр­ный женский мифологический образ, воплощение беспредельного сострадания. В Пантеоне ваджраяны насчи­тывается 21 Тара (с разными именами). Они представлены в одеждах индийской царевны и различаются по цве­ту, положению рук и ног. Все Тары имеют одну и ту же мантру. Самые известные — Зеленая Тара и Белая Тара. Это милостивые ипостаси, остальные же — гневные.
 
Тара Белая — женское божество, спутница Авалокитешвары, символизирующая исключительную чистоту и трансцендентную мудрость.
 
Тара Белозонтичная — манифестация одинадцатиликого Авалокитешвары.
 
Тара Зеленая — женское божество символизирующая божественную энергию. Является парой с Амогхасиддхи
или Авалокитешвары.
 
Татхагата (de-bzhinbshegs-pa) ("так ушедший", или "так пришедший", т. е. достигший цели, или просветле­ния) — один из эпитетов будд — проповедников Учения. Татхагат пять — Пять Татхагат или пять Дхьяни-Будд.
 
Ташилхунпо — буддийский монастырь в Тибете, основанный учеником Цзонхавы Гэндундуб в 1447 году.
 
Терма (книга из кладов, апокрифы) — по преданию, сокровенные доктрины, которые изложил в своих сочи­нениях Падмасамбхава. Но, зная, что время для их постижения еще не созрело, он спрятал рукописи в разных ме­стах, произнеся при этом благопожелание, чтобы в должное время они были обнаружены достойным человеком.
 
Тилопа (988-1069 г.) — учитель Наропы.
 
Тодба (тиб.) — см. Капала.
 
Торма — жертвенные фигурки из теста, украшенные цветным маслом, которые помещались на алтаре перед изображением Будды.
 
Три Драгоценности, триратна (dkonmchoggsum) — Будда Гаутама, учение Будды, монашеская община Буд­ды (Будда, Дхарма, Сангха). Объекты Прибежища. Каждый буддист на любом этапе своего совершенствования зарождает или постоянно удерживает в своем сознании Три Драгоценности, обретение которых является под­линным счастьем для индивида, поскольку они позволяют реализовать единство Тела, Речи, Мысли и ведут к из­бавлению от круговорота Сансары.
 
Три мира (санскр.: trayaloka; тиб.: srid-gsum) — мир страстей, или наш мир; мир форм, где существа облада­ют формой, но не имеют физических тел; мир бесформенный, где обитают высокие духи. Или иногда означа­ет: область небожителей, людей и животных.
 
Три практики (тиб. Bslabgsum) — дисциплина, созерцание и интуиция. Трисаттва Комплекс включает: образы ламы Цзонхавы и Будды Шакьямуни — самайя-саттва (существа обе­та); образ Будды Ваджрадары — джняна-саттва (существо мудрости); образ слога "ХУМ" — самадхи Саттва (су­щество сосредоточения). Созерцая этот комплекс, практикующий через ламу Цзонхаву, Будду Шакьямуни, устанавливают непосредственную связь с Ваджрадарой, изначальным Ади-буддой, находящимся всегда в со­стоянии глубокого сосредоточения. С другой стороны, у практикующего есть три предмета обучения: нрав­ственность, символизирующаяся самайя-саттвой; самадхи, символизирующаяся самадхи-саттвой; мудрость, символизирующаяся джняна-саттвой. Созерцание три-саттвы, таким образом, является, во-первых, установ­лением непосредственной связи с Ваджрадарой, во-вторых, созерцанием последовательности трех предме­тов обучения.
 
Трикая (три тела [Будды]) — согласно концепции трикая, принцип просветления имеет три уровня: абсо­лютный [дхармакая], идеальный (самбхогакая) и конкретный (нирманакая). Со временем эти первоначаль­ные абстрактные "три тела" персонифицировались, и на их основе возникли образы ади-будды, дхьяни-буд-ды, бодхисаттв. В ваджраяне делались попытки переинтерпретировать в рамках концепции трикая весь пантеон.
 
Трипитака (sde-snodgsum) ["три корзины" (раздела) буддийского канона]: 1) виная-питака ("корзина дис­циплины"), в которой излагался устав и правила монашеской и монастырской жизни; 2) сутра-питака ("кор­зина изречений") — проповеди и наставления, приписываемые Будде; 3) абхидхарма-питака ("корзина высшей дхармы"), в которую входили тексты философского или психологического характера.
 
Триратна — см. Три драгоценности.
 
Три Тела Будды. Развитая в махаяне концепция "трех тел" будды отражает три аспекта этого понятия, кор­релирующих с концепцией "трех сфер" в буддийской психо-космологии и мифологии. В "сфере желаний", т. е. на земле, будда имеет человеческое "явленное тело" (санскр.: nirmanakaya; тиб.: sprulsku). В "сфере форм" будда предстает в "мыслимом" (санскр.: manomaya) "теле блаженства" (санскр.: sambhogakaya; тиб.: longssku). В "сфере без форм" будда является монистическим духовный принципом как "тело истины" (санскр.: dharmakaya; тиб.: chossku) и обозначается не антропоморфным изображением, а ступой или некоторыми другими симво­лами.
 
Тройное сиденье — см. Нйи зла падма'и гдан
 
Туммо (candali, gtum-mo). Методики развития и осознанного управления внутренним теплом для развития высших способностей.
 
Тупгата (dga'-ldan). Небо Тушита — райский мир наслаждений, где пребывают будущие будды, проповедни­ки Учения.
 
 
У
 
Упали. Один из десяти ближайших учеников Будды, который на Первом буддийском соборе воспроизвел по памяти предписания относительно устройства монашеской общины, данные Буддой при жизни, составившие раздел "Виная" буддийского канона.
 
Упасака. Мирской ученик, принявший обет соблюдения пяти заповедей: не лишать жизни живое существо, не воровать, не лгать, не пить спиртного, не прелюбодействовать.
 
Упая (санскр. upaya; тиб. thabs). "Метод", "средство", символизирует мужское начало, которое в ритуале со­единения с женским началом (праджня, интуиция) представляет существенную часть конечного Пробуждения.
 
Упая-парамита. "Совершенство средств (освобождения)", Седьмая Парамита — две руки зеленого цвета, в правой руке — штандарт с драгоценностью чинтамани, в левой — ваджра на лотосе.
 
Уддияна, Ургьян (санскр. Uddiyana, тиб. U- rgyan). Название страны на северо-западе Индии, откуда родом Падмасамбхава и где Будда Бхайшаджагуру проповедовал Четыре Медицинские Тантры (Чжуд-Ши).
 
Урна. Завиток волос между бровями, одна из махапурушалакшан, "вместилище знания", символ просветления.
 
Ушниша. Локон волос на макушке, конусообразное возвышение из волос на голове, одна из маха-пурушалак-шан (признаков Будды), "вместилище знания", символ нирваны.
 
Ушнишавиджая. Женское божество, Тара, эманация дхьяни-будды Вайрочаны.
 
 
Ф
 
Флаг (rlungrta). Кусок материи с изображением животных и мантрийских текстов. Часто вывешиваемых на шестах или деревьях. В центре флага фигура коня, украшенного драгоценностями (чинтамани). Конь — это энергия, ее поток, ее развитие и продолженность. В четырех углах флага изображены лев, тигр, гаруда и дракон. Они символизируют четыре элемента, соответственно землю, воздух, огонь и воду.
 
 
Х
 
Хадак. Церемониальный шелковый шарф, подносимый в знак уважения.
 
Хаягрива (санскр. Hayagriva, тиб. Rta-mgrin). "Имеющий шею лошади" — в буддийской мифологии вадж-раяны идам и дхармапала; эманация будды Амитабхи. Его изображают в виде гневного божества, имеющего три головы и шесть рук. В тибетских и монгольских (а отчасти и непальских) изображениях у Хаягривы (в от­личие от индийских канонических) в волосах помещают небольшую лошадиную голову.
 
Хеваджра (тиб. Dgyes-pardo-rje). "О ваджра!" — одно из высших тантрийских божеств (идам). Слово "хевадж-ра" означает обращение к ваджре, т. е. к конечной истине. "Хеваджра- тантра", где описывается манифестация этого идама включена в тибетский канон, в раздел Танджур.
 
Херука (he-ru-ka). "Пьющий кровь" — тантрийское божество, одна из главных манифестаций Акшобхьи; природа Херуки есть гнев, ярость. Сансара представляет собой феноменальный аспект херуки. Общее назва­ние гневных мужских идамов (в материнской тантре).
 
Хинаяна (theg-dman). "малая колесница" — одно из трех главных направлений буддизма, получившее распро­странение в Южной Азии.
 
Хохимон (читипати) — спутники бога смерти, чаще в паре. Персонаж цама, изображается в виде маски че­репа, костюм расписан под скелет. Олицетворяют ламаистское представление о промежуточном состоянии меж­ду смертью и новым рождением.
 
Хутухту — титул высших духовных наставников в Тибете, Монголии, Бурятии.
 
 
Ц
 
Цагалган — (белый месяц) бурятское название первого (лунного) месяца нового года.
 
Цаган убугун (Рган бо дкар по) — Белый старец. Один из "шести держателей долгой жизни". Изображается старцем с белой бородой, сидящем рядом с водопадом, скалами, в окружении единорога и журавля. Относит­ся к добуддийским персонажам и олицетворяет хозяина земли, лесов и рек, а также скота. Почитается ламаи­стами и шаманистами. Один из персонажей мистерии цам.
 
Цам (тиб.: 'cham) — тибетский танец, театральное представление, мистерия, проводимая ламами в даца­нах в дни религиозных праздников. Согласно религиозной традиции, введение в буддийский обрядовый ком­плекс мистерии цам приписывается Падмасамбхаве (VII век.). Цамы могут быть составной частью богослу­жения или же разыгрывались как самостоятельные религиозные мистерии. Участники цама, изображавшие различных божеств и духов, а также конкретных исторических персонажей, выступали в масках и соответ­ствующих костюмах.
 
Целибат — обет безбрачия, даваемый монахами школы Гелукпа.
 
Цзамба — мука из поджаренных семян ячменя.
 
Цзонхава (тиб. Tsong-kha-pa) (1357-1419) — тибетский проповедник Лобзан Дракпа, по прозвищу Цзонха-ва, основатель желтошапочной (Гелукпа) школы, родился в Амдо, обучался у представителей почти всех рели­гиозных щкол, существовавших в Тибете. Великий "реформатор" тибетского буддизма, выдающийся ученый,
автор многочисленных трудов по буддизму.
 
Цогшин (tshog-zhin)- (древо собрания). Тип тибетской иконы (танка) на которой изображено собрание буддийских святых, учителей, будды, идамы, связанных определенной традицией. Большое распространение
имеют цокшины Будды Шакьямуни и Цзонхавы.
 
Цогшод — см. "Сокшод".
 
Цонгольский дацан — первый бурятский дацан и резиденция первого главы забайкальских лам, основан в 1741г.
на берегу оз. Гусиное в тамчинской степи.
 
 
Ч
 
Чакра (тиб.: 'khor 1о) — колесо. Психо-энергетические центры тела.
 
Чакравартин — тот, кто "вращает колесо праведного правления".
 
Чакрасамвара — (dpal 'khor-losdom-pa) идам, тантристское охраняющее божество школы каджупа. Сим­волизирует искусные средства, или Сострадание. Его материнский аспект Дорженалжорма (санскр. Ваджрай-огини).
 
Чандракирти (санскр.: Candrakirti; тиб.: Zla-grags-pa). Вместе со своим учителем Буддхапалитой Чандракир-ти был основным представителем школы Мадхьямика-прасангика в первой половина VII века н. э. Его главной работой считается Мадхьямика-аватара, которая была основным учебником по курсу Мадхьямики в монастырях. Другая важная работа — Прасаннапада (комментарий на Муламадхьямика Нагарджуны). Известно его блестящее сочинение — комментарий к гухьясамаджа-тантра — Прадита-удйотана.
 
Чань-буддизм (яп. дзэн-буддизм) — созерцательная школа китайского и японского буддизма, проповедующая путь к спасению через внезапное просветление.
 
Чарьятантра (санскр.: carya-tantra; тиб.: spyod-pa'irgyud) — вторая из трех тантр низшего порядка, практи­куя которую адепт ваджраяны устанавливает баланс между мыслью и действием.
 
Человеческое состояние (Тиб, dal-'byorrnyed-bka' — сокращение от dal-babrgyaddang *byor-babcurnyed-parbka'-ba,) — "человеческое состояние (или рождение человеком), в котором восемнадцать условий с трудностью обретены**. Восемнадцать условий состоят из двух групп:
I. Восемь состоянии, в которых есть возможность и время практиковать учение, что означает свободу от вось­ми состояний, исключающих наличие возможности и времени для практики, такие как: 1) существа ада; 2) го­лодные духи; 3) животные; 4) боги; 5) варвары; 6) те, кто имеет ложные взгляды; 7) те, кто живет в местности, где не появлялся Будда; 8) умственно неполноценные.
П. Десять обретений, состоящих из пяти, которые человек может обрести сам: 1) родиться человеком; 2) ро­диться в центральной стране; 3) иметь полноценные органы чувств; 4) иметь веру в учение; 5) не творить непро­стительных проступков; и пять обретений, "полученных через других": 6) появление Будды; 7) Учение Будды; 8) сохранность Учения; 9) наличие последователей его Учения; 10) искреннее сострадание к другим живым суще­ствам.
 
Четана (санскр. cetana) — ментальное усилие, предшествующее действию. Это элемент или сила, входящая в составные части личной жизни (santana). В буддийском мировоззрении отсутствует понятие личности и лич­ной воли. Имеется определенная упорядоченность элементов, имеется один элемент, или сила или просто факт (дхарма), что элементы упорядочиваются определенным путем в соответствии с определенными законами. Этот факт называется Cetana.
 
Четки (санскр.: mala, akshamala, akshasutra, japamala; тиб.: phrengba, bgrangphreng) — непременная принад­лежность каждого верующего и один из самых распространенных атрибутов в иконографии. Представляют со­бой счетное устройство для подсчитывания количества начитываемых или рецитируемых мантр. Обычно со­держат 100 или 108 бусин, изготовленных из сандала (коралл, нефрит), имеют счетчик и навершие из трех крупных бусин (триратна).
 
Четыре благородные истины (aryasatva), в сжатом виде выражающие суть буддизма. Впервые были пропо­веданы буддой Гаутамой Шакьямуни — что существует страдание (duhkha), что у него есть причина (samu-daya), что оно может быть прекращено (nirodha), и что есть путь, ведущий к этому (marga).
 
Четыре безмерных — четыре последовательных активных состояний сознания, направленных на оказание действенной помощи живым существам: доброта (букв, дружественность, дружелюбие), милосердие, радость, равное отношение ко всем.
 
Чинтамани (тиб. norburin ро che; санскр. Cintamani) — волшебная драгоценность, исполняющая желания.
 
Читта (sems) — ум.
 
Читтаматра, Виджнянавада, Йогачары (санскр.: Cittamatra; тиб.: Sems-tsam) — одна из древнейших школ ран­него буддизма (хинаяны). Читтаматра (т. е. признающие только ум) или Виджнянавада — они говорят о всех дер­мах, как являющихся сущностью ума. Поскольку они приводят в порядок практику поведения пути, основыва­ясь на четыре йоги, их также называют "Йогачарами". Основоположниками данной школы считаются Арьясанга, или Асанга, и его младший брат Васубандху, учитель Дигнаги.
 
Чход (тиб. gcod) — "резать, рубить", "метод отсечения оков ложного восприятия и привязанностей". Тибет­ская буддийская традиция, основанная йогиней Лабжи Донмой, более известной под именем Мачиг Лобдон (1055-1143). Методы чход рассчитаны на созерцании в полном одиночестве и связанны с тайным ритуалом вокали­зации и трансформации Ваджраварахи.
 
Чортен — см. ступа.
 
 
Ш
 
Шакти — женская энергия, творческая энергия в индуизме.
 
Шакьямуни (shakya-thub-pa) "отшельник [из племени] шакья" — основатель буддизма, жил в Индии в сере­дине I тысячелетия до н. э. (по мнению большинства ученых, в 566-476 или в 563-473 гг. до н. э.); в буддийской мифологии последний земной будда, проповедовавший Учение.
 
Шаманизм — натурфилософское учение о трехслойном строении мира (верхний, средний, в котором мы оби­таем, и нижний). Общение между мирами возможно и достигается путем экстаза, символизирующегося "Ша­манским древом", что означает — имманентность инобытия.
 
Шамбала (sham-bha-la) — находящаяся в другом измерении невидимая страна, населенная высокоразвиты­ми людьми, где процветает учение Калачакры.
 
Шантидева (691-743) — представитель индийской школы прасангика. Он был наследником царя Кальянавар-мана из Саураштры, но ушел монахом в Наланду и сменил Силабхадру в непрерывной линии преемственности, состоящей из таких прославленных учителей, как Ашвагхоша, Нагарджуна, Асанга, Васубандху. По преданию, Шантидева с детства находился под покровительством Манджушри. Прославившая его имя философская поэма "Бодхичарьяватара" — это кодекс апологетов пути Бодхисаттвы. Сочинение входит в Данчжур (т. 26), переведе­но на монгольские языки: на древнемонгольский — еще во времена Чингисхана, а также на халха-монгольский и бурятский языки.
 
Шарипутра — один из десяти ближайших учеников Будды Гаутамы, прославленный своей мудростью; в его компетенцию входила запись высказываний Будды в области философии и догматики.
 
Шастра (санскр.) — трактат, сочинение по различным правовым, юридическим, экономическим и прочим вопросам.
 
Шенраб — основатель религии бон.
 
Шилапарамита — "совершенствование добродетели": две руки белого цвета, в правой руке — штандарт с драгоценностью чинтамани, в левой — цветочный диск.
 
Шлока — постоянный размер санскритской эпической поэзии; стих, строфа стиха.
 
Шравака (nyan-thos) — ученик, слушатель, в буддийских монастырях название послушника по отношению к его учителю.
 
Шравакаяна — один из трех путей спасения в хинаяне, путь шраваков. Его цель — личное спасение, входит в хинаяну, как и путь пратьекабудд. Для шраваков объективным эталоном на пути реализации является не-су-ществование "Самости", даже в самой ее утонченной форме. Шраваки, в отличие от пратьекабудд, не предают­ся изнурительному подвижничеству и полному уединению.
 
Шри-дэви — божество, главная защитница желтошапочной школы.
 
Шуньята ("пустота") — центральная концепция абсолютной несубстанциональности в буддийской филосо­фии. "Таковость".
 
 
Ю
 
Юга (санскр.) — обозначение мирового периода. Их четыре: крита-юга (сатья-юга) — "благой век"; трета юга — справедливость уменьшается; двапара-юга — в мире начинает преобладать зло и пороки; кали-юга — доб­родетель приходит в полный упадок. Мы сейчас живем в кали-юге.
 
Юм — 1) "мать"; 2) "женская энергия" божества или бодхисаттвы, в учении тантр это праджня, представлен ная женским началом; 3) название третьей и последней части трактатов канона, содержащих абхидхарму, или буддийские метафизические тексты.
 
 
Я
 
Я (санскр.: atman; тиб.: bdag) — Яб-Юм — иконографическая группа из двух персонажей: идама и его прадж-ни как символ "мудрости тождества блаженства" и шуньи.
 
Якша (санскр.: yaksa; тиб.: gnod-sbyin) — сверхъестественное существо, название определенных нечеловече­ских существ, таких, как духи, людоеды, дриады, привидения, также название прислужников Куберы — бога бо­гатства. Населяю "мир желаний".
 
Яма (gshin-rje) — царь смерти, повелитель царства мертвых.
 
Ямандага (санскр. Yamantaka, тиб. Rdo-rje 'jigs-byed) — в тибетском тантризме божество (идам). Один из три­надцати идамов Махабхайравы.
 
Янтра — "механизм", реальные или воображаемые графические изображения, служащие для оперирования формой и цветом, а так же и вложенным смыслом для психического воздействия на практикующего (йога). В ти­бетском буддизме также и двигательно-дыхательные упражнения.
 
Янтра йога. Тибетская версия йогической системы, восходящая к древним Махасиддхам, задействующая прин­ципы динамики. Активизирует с помощью дыхания и динамических поз (основные Восемь движений) внутрен­ние тонкие энергии.
 
 
Ясный свет (санскр. prabhasvara; тиб. 'od-gsal). Тончайший уровень психики, когда всё восприятия субъек­та полностью очищено от влияния индивидуальных элементов, составляющих сознание. Объективный Я. С. - пу­стота. Высшая истина.