Агинский дацан



«Дэчен Лхундублинг»

Основан в 1811 году

Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1

Агван (тиб.) - Владыка слова, обладающий прекрасным и богатым словом

Энциклопедия


 

 

ПРС
 

П

 

 
Падмасамбхава (санскр. Padmasambhava, тиб. Pad-ma) — великий индийский буддист, тантрик и маг при­несший мистическую традицию ваджраяны в Тибет в VIII веке. Считается духовным учителем школы нингмапа. Падмасамбхава продолжил традицию знаменитых восьмидесяти четырех сиддхов. В Тибете вокруг его имени сложено множество легенд. Считается, что именно ему принадлежит заслуга победы буддизма в Ти­бете над тибетским шаманизмом бон. Считается, что он был выходец из страны Уддияна (современный Аф­ганистан).
 
Палийский канон — в течении долгого времени учение Будды передавалось изустно. На первом соборе ста­рейших (тхера) было принято решение о создании письменной версии канона — тхеравады. В 80 году до н. э. оно было записано на языке пали в царствование Ваттагамини на Цейлоне.
 
Пандит (pan-di-ta) — индийский ученый-брахман.
 
Панчаваршака — собрание буддийских монахов, проводившееся раз в пять лет в буддийских государствах Цен­тральной Азии (например, в Хотане).
 
Панчакамагуна — "пять наслаждений", пять видов подношений Триратне, "Три драгоценности*1: зеркало, ра­ковина, курительные палочки, торма, шарф из шелка символизируют "видимое" (рупа), "слышимое" (шабда), "обо­няемое" (гандха), "вкушаемое" (раса), "осязаемое" (спраштавья) соответственно. Другой набор из "пяти подно­шений", помещаемых на ступенчатой алтарной подставке: масляные лампады, чаши с водой, чаши с зернами риса или пшеницы, курительные палочки и цветы из окрашенного масла, торма.
 
Панчен лама — титул высшего из "линий преемственных перерождений" школы Гелукпа. Перевоплощение будды Амитабхи.
 
Парамита (pha-rol-tuphyin-pa) — "установка ума", "совершенствование", качество, позволяющее пересечь оке­ан сансары (т. е. достигнуть нирваны); этих качеств обычно насчитывается шесть: совершенство в деянии (да-на-парамита), совершенство в соблюдении заповедей (шила-парамита), совершенство в энергетичности (вирья-парамит), совершенство в терпении (кшанти-парамита), совершенство медитации (дхьяна-парамита), совершенство в мудрости (праджня-парамита). Известна группа и из 12 парамит: ратнапарамита, даналарами-та, шилапарамита, кшантипарамита, вирьяпарамита, дхьянапарамита, праджняпарамита, упаяпарамита, пра-нидханапарамита, балапарамита, джнянапарамита, ваджракармапарамита.
 
Паринирвана — "достижение состояния", конечная нирвана, которая достигается существом, обретшим ду­ховное пробуждение после его физической смерти, когда исчезают и скандхи.
 
Парнашабари — женское божество эманация Акшобхьи.
 
Патра — чаша для сбора подаяний, непременная принадлежность буддийских монахов и один из самых рас­пространенных иконографических атрибутов.
 
Познание (blo-gsum) — три вида: 1) непосредственное восприятие (санскр.: pratyaksa; тиб.: mngon-sumtshad-ma;); 2) логическое умозаключение (санскр.: anumana; тиб.: rjes-dpag;); 3) авторитетное свидетельство (санскр.: aptavacana; тиб.: yid-chesrjes-dpag;).
 
Посвящение (санскр. abhisheka, тиб. dbang-skur). "Правомощность", другой термин, обозначающий посвя­щение, в опредленном смысле это "передача энергии". В буддизме существуют экзотерические (общий уровень) и эзотерические (средний уровень) и мистические (высший уровень) лунги (агамы) и абхишеки (вангкуры). Многие из эзотерических посвящений представляют собой, по сути, установление связей между могуществен­ным существом из иного мира и практикующим, это обряд обретения покровительства. Некоторые посвяще­ния с одним и тем же названием существуют в экзотерической, эзотерической и мистической формах и дают­ся на том или ином уровне в зависимости от психологических и кармических качеств кандидата. Посвящения идамов принадлежат к эзотерическим или мистическим категориям. Их значение устанавливать психическую общность между неофитом и теми, кто уже ранее реализовал практики, к которым приступил новичок.
 
Праджня (мудрость, интуиция запредельного), (shes-rab; yeshes) — одна из шести парамит. В буддийских тан­трах символизирует женское начало, пассивное по своей сути; а соединении с мужским началом (упая — "метод") представляет две высшие составные части конечного просветления.
 
Праджнякхадга — "меч мудрости", атрибут Бодхисаттвы Манджушри, символизирующий, если употребить метафору, "рассеяние мрака неведения сияющими лучами, исходящими от него". В иконографии острие меча изображается в языках пламени.
 
Праджня-парамита (shes-rab-kyipha-roku-phyin-pa). Парамита интуитивно постигаемой мудрости. "Совер­шенствование интуиции": четыре руки желтого или золотого цвета, две главные руки в дхармачакрап раварта-намудра, в правой боковой руке — штандарт с драгоценностью чинтамани, в левой боковой — книга на лотосе. Название знаменитой махаянистской сутры.
 
Пранаяма — самоконтроль над психо-энергетическими процессами в организме, с помощью контроля над дыханием.
 
Пранидханапарамита — "совершенствование решимости": две руки синего цвета, в правой руке — штандарт с драгоценностью чинтамани, в левой — меч на лотосе.
 
Пратитьясамутпада (rten 'byung) — зависимое происхождение.
 
Пратьекабудда (rang-sangs-rgyas) — "независимый" или "отдельный Будда" в буддизме хинаяны, мудрец, до­стигший личного просветления, проходящий путь один, без последователей, с помощью личных усилий, без­различный, как принято считать, в отличие от бодхисаттв и будд, к страданиям других существ, и не обладаю­щий Всеведением. Пратьекабудды осознают, что объекты не существуют независимо от их восприятия, а потому и то, что субъект и объект не есть различные субстанции. Почему Пратьекабудды не проповедуют Учение? Васубандху в "абхидхармакоша" объясняет причину этого так: «В силу своей прежней привычки к уединению и пре­имущественной заинтересованности в отсутствии какого-либо беспокойства они не отваживаются посвятить себя делу объяснения другим глубокого Учения. Поистине, очень трудно вести против течения все человечество, которое стремится вниз по течению!»
 
Пратьяхара — отвлечение чувств от их объектов, или непривязанность.
 
Прета — см. Духи голодные.
 
Прибежище — (skyabs) первая, начальная ступень обращения к буддизму — священная Дверь вхождения в уче­ние. В основе обращению к прибежищу лежит страх перед дурной участью, обусловленный плохой или слабой кармой и стремлением обрести совершенное состояние сознания, очищенное от влияния клеш, а также вера в Три Драгоценности (Будда, Дхарма, Сангха). "Человек находит Прибежище в Будде, ибо в Нем сосредоточе­ны все добродетели, и нет ни одного порока. Человек находит Прибежище в Дхарме как через Откровение, ибо Она была провозглашена Буддой, так и через осознанное Ее понимание, ибо даже сам Будда достиг благо­даря Ей Своей Высшей Цели. Человек находит прибежище в Сангхе, ибо те, кто Ее составляют, осуществят Со­стояние Будды. В этом поиске Прибежища должно соблюсти два условия: мы должны сами ужаснуться страда­нию неблагих форм жизни; и должна возникнуть неколебимая убежденность в том, что единственная сила, способная защитить нас от этого страдания, сокрыта в Трех Сокровищах".
 
Пудгала (санскр., тиб.: ганг-заг) — "личное эго", эгоистическая личность которая благодаря цеплянию за "Я" не может вступить на путь совершенствования.
 
Пуджа — "поклонение", "подношение"; в тантрийской практике пуджа-дэви означают "богинь подношений", которые приносят в жертву принципу просветления предметы чувственного наслаждения.
 
Пурбу — "гвоздь", ритуальный трехгранный кинжал, изготовляемый из дерева с последующей позолотой. Бу­дучи обожествленным, персонифицируется в образе Идама Ваджракилы.
 
Пурохита — верховный жрец, ответственный за обряды, обеспечивающие процветание племени и военные победы.
 
Пхова (тиб.: pho-ba) — "перенос" сознания.
 
Пять генезисов — "пять семей": падма, ваджра, будда, ратна, карма, соответствуют пяти аффектам: страсть, ненависть, неведение, гордость, зависть, преображаемым в "пять мудростей": мудрость распознавания; мудрость, подобная зеркалу, мудрость дхармадхату, таковости; мудрость равновесия; мудрость, завершающая все деяния. В системе "трех Тел" (трикая) "пять Джина": Амитабха, Акшобхья, Вайрочана, Ратнасамбхава, Амогхасиддхи представляют Самбхогакая, "Тело Наслаждения". В мандале "пяти Татхагат" (панчататхагатамандала) Вайро­чана с Праджней Вадрадхатвишвари занимают центр; Амитабха: Праджня Пандаравасини, Бодхисаттвы Ава-локитешвара, Манджушри; Пуджа-дэви Гита, Алока; Акшобхья: Праджня Лочана, Бодхисаттвы Кшитигарбха, Майтрея, Пуджа-дэви Ласья и Пушпа; Ратнасамбхава: Праджня Мамаки, Бодхисаттвы Акашагарбха, Самантаб-хадра, Пуджа-Дэви Ма ла, Дхупа; Амогхасиддхи: Праджня Самая Тара, Бодхисаттвы Ваджрапани, Сарванивара-навишкамбхин, Пуджа-дэви Гандха и Найведья. В "Теле Великого Блаженства" (махасукхакая) "пять Джина" со­ответствуют: Падмахерука, Ваджрахерука, Буддахерука, Ратнахерука, Кармахерука. Из разряда дакини херука буддам соответствуют Падмадакини, Ваджрадакини, Буддадакини, Ратнадакини, Кармадакини.
 
Пять подношений — см. Панчакамагуна.
 
 

Р

 

 
Рабжун (тиб.: rab-byung) — 60-летний цикл в тибетском календаре.
 
Ракшас — злой ночной дух, пожирающий трупы и живых людей; способен принимать разные облики.
 
Расана (санскр.; тиб.: го та) — правый психоэнергетический канал, идущий вдоль позвоночника у человека.
 
Ратнапарамита — "совершенствование, подобное драгоценности": две руки красного цвета, в правой ру­ке — штандарт с драгоценностью чинтамини, в левой — диск луны на лотосе.
 
Ратнасамбхава ("тот, [из которого] возникают драгоценности") — один из дхьяни-будд. В мандале дхьяни-будд Ратнасамбхава изображается на юге; он желтого цвета, его правая рука — в варада-мудре (ладонь повернута к зри­телям), что символизирует щедрость. Земным соответствием Ратнасамбхавы считают бывшего Будду Кашьяпу.
 
 

Раху — 1) мифическое существо, демон, которому удалось обманом получить доступ к амрите (напиток бес­смертия) и отпить несколько глотков. Но едва амрита дошла до его горла, солнце и луна заметили Раху в тол­пе богов и донесли Вишну. Вишну срезал голову Раху своим диском, но, так как голова демона от амриты стала бессмертной, она не погибла, а вознеслась на небо. С тех пор, желая отомстить луне и солнцу, голова Раху вре­мя от времени их заглатывает; 2) название планеты.

 
 

Религия — применительно к буддизму означает не почитание бога в надежде на его милосердие, как обще­принято на Западе, но преподаваемый мудрецами метод, освобождения себя посредством собственных усилий от иллюзии, неведения, то есть метод достижения духовного просветления.

 
 

Ретрит (англ.) — буквально означается уединение, убежище, уход (отчего-либо), понятие, используемое совре­менным буддистами для обозначения временного отшельничества, в которое может уйти либо один человек, ли­бо — собраться вместе, пригласив учителя медитации, — могут многие, подготовив для этой цели особый "центр медитации" на период ретрита. Вся атмосфера ретрита проникнута сосредоточенностью, тишиной, смиренно­стью и духовной чистотой. День целиком заполнен практикой, старанием поддерживать непрерывное медита­тивное состояние. Все делается для возможной имитации уединенности каждого. Этому помогает четкое распи­сание всех практических дел и поименных бытовых функций. Смысл жесткой дисциплины в том, чтобы максимально освободить себя от внешних раздражителей, привычных элементов общения и прочих провоциру­ющих моментов, отвлекающих ум в сторону. Главное в ретрите — терпение: в ходе его много взлетов и падений, по временам практика бывает успешной, а временами сопряжена с мучительными сомнениями. "Поспешать мед­ленно" — совет Миларепы, данный ученикам, полезен и в современном ретрите. Важный фактор ретрита — это тишина, она способствует углублению тишины ума. Это время глубокого исследования самого себя.

 

В тибетском буддизме практика полного уединения, называемая цам, что означает "барьер" или "грани­ца" — вещь обычная. Лама, занимающий видное положение, хотя бы однажды за свою жизнь проводит три го­да, три месяца и три дня в более или менее строгом цаме (см.: А. Дэви-Неел. Посвящения и посвященные в Ти­бете, с. 348).

 
 

Ригпа (санскр.: vidya; тиб.: rig-pa) — знание (универсального закона), равнозначен освобождению. (См. ста­тью "Дзогчен").

 
 

Ридхи (санскр. Rddhi; тиб. rdzu-'phrul) — психические сверхчувствительные силы (их десять), которые при­обретаются путем самоуглубления и мистического транса. Будда о них говорил: "Так как я вижу опасность в практике этих мистических чудес, они претят мне и вызывают отвращение; я стыжусь их".

 
 

Ринпоче (rin ро che) — "драгоценность"; титул высокого ранга.

 
 

Риши ("мудрец", "провидец") — святой, обладающий сверхъестественными способностями.

 
 

Рула (санскр. rupa) — "чувственные элементы". Элементы бытия (дхармы), относящиеся к чувственным или физическим. Может переводится как "форма".

 
 

Рупа-дхату (лока) — мир форм или иллюзорный мир. По космологии буддизма все бытие разделено на три сферы или сосуда бытия: кама-лока (дхату); рупа-лока (дхату); арупа-лока (дхату). Вторая сфера (рупа-дхату) со­стоит из семнадцати царств брахм (из 16 или 18), обитатели которых избавлены от чувственных желаний. На этих уровнях возрождаются те, кто в прошлой жизни занимался медитацией, и поэтому эти уровни в свою очередь подразделяются на четыре ступени созерцания (дхьяны). Кушаладешана, Прабха и Маха-Брахма — небожите­ли, обретающие в рупа-дхату.

 
 

Рупакая (gzugs-sku) — это тело чистых форм, (Рупа — форма, кая — тело), которое совершенно чисто, уни­версально, безгранично, обладает истинными атрибутами, через которые выражается неизмеримость досто­инств и знания, накопленных буддами за время бесчисленных кальп. Оно будет продолжаться до конца времен, постоянно переживая внутри себя блаженство и несомненность Дхармакаи.

 

 

 

Рэндаба Шонну-Лодой (1349-1412) — сакьяский ученый, наставник Цзонхавы.

 
 

С

 

 
 

Самбхота (Thon-miSambhota) — создатель тибетской письменности. Был послан царем Сронцзангампо в Индию для изучения санскрита.

 
 

Садхана (sgrub-thabs) — метод или практика вызывания божества путем чтения наизусть соответствующих мантр, а также с помощью медитации на его внешний образ. Садхана, существующая в записи, содержит пол­ное описание внешнего вида и атрибутов божества вместе с его специальной мантрой.

 
 

Сакьяпа (сакья, тиб.: Sa-skya) — школа тибетского буддизма, основанная Брогми-Лоцзавой (992-1074) и его учеником Кончог Гьялпо, который основал в 1073 г. монастырь Сакья, названный так из-за серого цвета земли вокруг монастыря. Основное учение сакьяпа — Ламдэ (Lam-'bras, "Путь-Плод"). Кончог Гьялпо был женат, и "линия преемственности" учителей сакьяпа переходила от отца к сыну. Из всех школ тибетского буддизма лишь в ней было разрешенно жениться и иметь семью.

 
 

Сакьяпа Соднам-джалцан (1312-1357) — пятый из великих сакьяских лам, ввел Цзонхаву в мистерию куль­та Махакалы и обучил живописи.

 
Сакья Пандита ("ученый из монастыря Сакья") — иерарх школы Сакья в эпоху Чингисхана, настоящее имя — Кон Балдан-Дондуб. Со времени Сакья Пандита в Тибете стало обязательным изучение "пяти больших наук" -"ремесла", медицины, науки о языке, логики, Трипитаки — и "пяти малых наук" — риторики, лексиколо­гии, поэтики, драматургии и астрологии, ставших частью тибетской культурной традиции. Сакья Пандита ос­тавил труды по основным доктринам махаяны, по истории тантрийской традиции, а также работы по буддий­ской логике, языкознанию, музыке. Большой популярностью в Тибете, Монголии, Бурятии пользовалось его дидактическое сочинение "Драгоценная сокровищница наставлений" (Субхашитаратнанидхи). Монголы в ХШ в. испытали сильное влияние традиции сакья. Сакья Пандита совершил поездку ко двору монгольского царе­вича Годана, брата великого хана Гуюка. Благодаря поддержке монгольского двора школа сакья стала первен ствующей среди других буддийских школ, и это положение упрочилось при следующем иерархе — Пагба-ламв (1235-1280), племеннике Сакья Пандита.
 
Самая (тиб.: damtshig) — обет, связывающий тантрийского йогина с его практикой.
 
Самадхи (ting-nge-'dzin) — "соединение вещей вместе", или "союз медитирующего с объектом медита­ций", состояние совершенного мысленного сосредоточения. Через сочетания двух элементов — праджни и упаи, — все существующие обьекты созерцаются, как один бинду (зародыш). Таким образом, достигается выс­шее знание (джняна).
 
Самантабхадра (санскр. Samantabhadra, тиб. Chos-skukun-tu-bzang-po) — в широком понимании есть Бод-хисаттва, который считается воплощением всех мудрых деяний, на что указывает его имя — "хороший во всем". Существует выражение "подносить себя Самантабхадре" в значении посвятить себя благим поступ­кам. Самантабхадру изображают сидящим на лотосовом троне и держащим в правой руке кувшин, а в ле­вой — стебель лотоса. В эзотерическом смысле Самантабхадра означает трансцендетное состояние "все-благости": Саманта ("все", "всеобщее", "совершенное"), Бхадра ("благой", "благот-ворный"), судя по тибетской книге. Бодхисаттва
Самантабхадра — духовный сын Вайрочаны, Дхьяни-Будды Центра — Победоносного, Будды, властвующего над сансарическим бытием. Его отличают от Ади Будды Самантабхадры, который является Божественным отцом, прародителем всех Будд. В этом смысле Самантабхадра являет­ся синонимом промысла Будд, Мудрости самосознания. Самантабхадра — Ади-будда является высшим Буд­дой школы Нингма.
 
Самбхогакая(longs-spyodrdzogs-sku) — "тело Блаженства, или тело Благословения", небесная манифестация природы Будды, второе из трех тел Будды (см. статью "Трикая"). Это тот уровень состояния психики индивиду­ума, на который учение Будды беспрепятственно проникает туда, где личность всегда слышит учение Дхармы.
 
Сам-бхота — буддийский переводчик с санскрита на тибетский, посланный царем Сонг-ценТам-по в Индию для приобретения буддийских книг. Сам-бхота вернулся в Тибет с богатой библиотекой, и благодаря ему сохра­нилось многое из того, что впоследствии было утрачено в самой Индии. Он также составил тибетский алфа­вит на основе санскритского, употреблявшегося в Кашмире и Северной Индии, и написал первую системати­зированную грамматику тибетского языка.
 
Самвара— 1) имя демона, которого победил Индра; 2) в тибетской традиции тантры божество (идам) Sam-baraVajra (тиб. Bde-mchog).
 
Самскара (санскр. samskara) — "силы", "то, что производят проявления". Кармические функции. Силы делятся на ментальные способности с главной из них - усилием — и не ментальные силы, среди которых наиболее типичны воз­никновение и увядание. Все силы — это факторы, действующие в некоторых комбинациях с элементами бытия.
 
Сангха(dge- 'dun) — община буддийских монахов; собирательный термин для обозначения буддийских мо­нахов вообще (тех кто практикует Дхарму). Третий член формулы Прибежища (Будда, Дхарма, Сангха —три драгоценности) — в этом смысле понимают под Сангхой всю совокупность будцистов всех трех времен реали­зовавших единство Тела, Речи и Мысли. "Сангха проповедует Дхарму; поступает согласно Дхарме; размышля­ет о Дхарме; она — "поле" Дхармы; хранитель Дхармы; она полагается на Дхарму; почитает Дхарму; совершает деяния Дхармы; соблюдает Дхарму; Дхарму практикует; она — совершенная; искренняя по характеру; чистая по природе; истинно милосердная; сострадательная; всегда отстраненная (от мирского); всегда погруженная в Дхарму, постоянно думающая о совершении благого и т. д."
 
Сандуй — смотри Гухьясамаджа.
 
Сансара ('khor-ba) — реальный мир профанического существования, непрерывная цепь перерождений жи­вых существ, что является, согласно буддизму, источником страдания.
 
Санскара (санскр. Samskara) — силы, относящиеся к состоянию до рождения; врожденные инстинкты, "кар­мические импульсы". Проявления действия кармических сил на уровне сознательного волевого поведения. Санскаре как кармически обусловленному существованию противостоит просветление, освобождающее от карми­ческой инерции и связанное с собственным усилием.
 
Сантана (санскр.: santana; тиб.: rgyun; rgyud) — индивидуальный поток личной жизни, (поток сознания).
 
Сарасвати — женское божество индуистского пантеона. В буддизме богиня учености, дарующая красноречие (тиб.: dbyangcanma — Янжема).
 
Саутрантики(санскр.: sautrantika; тиб.: mdo-sde (-pa)) — одна из древнейших школ раннего буддизма (хина­яны). Саутрантики (Учащие примерами) последователи сутр (догматические саутрантики) и последователи ло­гики. Их философия опирается в основном на Сутры самого Будды и не следуют за частными изречениями. Под­разделялись на две группы: отвергавшие всякое доказательство, кроме Слова Будды (lung-gi-rjes-'brang), и признававших другие доказательства (rigs-kyi-rjes-'brang).
 
Сахаджаяна— см. ваджраяна.
 
Свабхвикакая (свабхава — "самосуществование").
 
Свобода — неподверженность мукам Сансары.
 
Семичленная молитва(Бхадрачарья; Арья бхадрачарья пранидхана раджа) — состоит из следующих частей: 1. Поклонение — поклонением уничтожается клеша гордость. 2. Подношение—уничтожается клеша жадность. 3. Раскаяние — искореняется органическое неведение — то изначальное неведение, которое является причи­ной наших перерождений и страданий в Сансаре. 4. Результативная радость — возникающая в результате испол­нения первых трех частей молитвы. Уничтожает клешу зависть и ее аффекты вожделение и ревность. 5. При­зыв о вращении колеса Дхармы, просьба о проповеди. Этот компонент молитвы освобождает от стремления к получению материальных и духовных благ в ущерб духовному развитию (побеждает клешу страсть). 6. Прось­ба к учителям и буддам, чтобы они не уходили из Сансары ради блага живых существ. Этот компонент молит­вы дарует силу не оставлять Дхарму, помогает не отходить от учения. 7. Устремление всех своих помыслов к до­стижению высочайшей Бодхи. Это уничтожает ложные взгляды.
 
Сиддха— совершенный йогин, для которого все вещи возможны и для которого все вещи во всем, вся речь есть мантра, даже след ноги есть манд ала, любой жест есть мудра и вся мысль есть дхьяна.
 
Сиддхартха — имя Будды Гаутамы, данное ему при рождении.
 
Сиддхи (dngos-grub) — сверхъестественные способности, обретенные в результате йогической практики.
 
Ситатапатра (тиб.: gdugsdkarcanma) — богиня, родившаяся из ушниши Будды Татхагаты, защищает от вли­яния черной магии и злословий.
 
Скандха (санскр.: skandha; тиб.: phung ро) — группа. Простейшая классификация всех элементов бытия из пяти групп. 1) Рупа-скандха, или группа формы (чувственное). Это совокупность элементов восприятия чув­ственного или телесного. 2) Ведан а-скандха, или группа эмоционального, группа ощущений. 3) Санджня-скандха, представления — способность умственного различения. 4) Санскара-скандха, волевые акты и другие способности. Это группа ментальных образований, представляющий активный принцип сознания, его спо­собность к кармообразующей функции. Эта скандха изменчивых и неопределенных психических процессов (гнев, зависть, привязанность, любовь, сострадание). 5) Виджняна-скандха — чистое ощущение или общее по­нятие сознания. Речь идет о потенциальном сознании в его чистой, не наполненной каким-либо содержани­ем форме ("сознание глаза" — осознавание видимого, "сознание уха" — осозновании слышимого и т. д.). Три из этих групп содержат каждая по одному элементу (dharma). Несмотря на это, они называются группами, ибо они включают в себя ощущения и пр., прошедшие, настоящие и будущие, близкие и отдаленные, внешние и вну­тренние, нравственно-чистые и нечистые и т. д.
 
Слизь— в тибетской медицине один из трех психоэнергетических факторов или функциональных систем.
 
Сокшод(bla-mamchod-pa'itshogs-mchod) — "Собранное подношение жертвоприношения Учителю". Тантрийский ритуал почитания Учителя и линии преемственности. На санскрите название ритуала звучит как 1у-ру-пуджасья-кальпа или Ганапуджа.
 
Сонг-цен-Гам-по— первый буддийский царь Тибета (умер приблизительно в 650 г.). После женитьбы царя на непальской принцессе Бхрикути в 639 г. и на китайской принцессе Венчен в 641 г. он был обращен ими в буд­дизм. Царь послал в Индию Сам-бхоту, поручив ему приобрести буддийские книги.
 
Сор(тиб.) — ритуальные пирамиды из теста, посвященные определенному божеству, используются в защит­ном ритуале "бросания сора".
 
Сострадание (санскр. karuna; тиб. snying-rje) — способность сочувствовать страданию ближнего, является врож­денным свойством человеческой личности. Со временем оно либо развивается, либо сходит почти на нет. На оп­ределенной степени развития сострадание превращается в нечто иное — в "четыре безмерных".
 
Ступа(санскр.: dhatugarbha; тиб.: mchod-rten) — буддийское ритуальное сооружение установленной формы, воздвигаемое над мощами Будды или буддийского святого и т. п. Миниатюрные ступы, сделан­ные из металла, камня, глины или дерева украшают алтари и в них часто хранят реликвии. В экзотери­ческом плане символизирует пять субстанций, на которые распадается тело человека после смерти. Квадратное основание символизирует твердость земли, т. е. субстанцию земли; сферическая часть в ви­де капли воды — субстанцию воды; суживающаяся кверху часть, напоминающая язык пламени — огонь; полумесяц в виде перевернутого небосвода — воздух; шар с заостренным навершием в виде поднимаю­щегося к небу языка пламени — эфир. В эзотерическом плане ступа символизирует путь Освобождения, начинающийся от Земли (основание ступы) и проходящий через Тринадцать Небес Бодхисаттв (тринад­цать сегментов в форме ступеней) к Не Имеющей Формы, Несозданной, Трансцендентной по отношению к Природе нирваны за пределы эфира (последнего элемента сансары) — туда, куда указывает пламя, сливающееся с Пустотой.
 
Субурган — монгольское название ступы, чортена.
 
Субхути— в хинаяне первый среди "живущих в уединении" (отшельников-аскетов); в махаяне, в сутрах цик­ла Прадржня-парамиты Субхути — один из главных учеников Будды Шакьямуни, притом самый способный. Не­редко он объясняет другим ученикам сложные проблемы вероучения.
 
Сутата (bdegshegs) — Пришедший во благе (эпитет Будды).
 
Сукха (санскр.; тиб.: bdeba) — блаженство.
 
Сукхавати (санскр. "чистая земля") — земля, сотворенная Буддой Амитабхи. Чистой земле Сукхавати протич вопоставляется "грязная земля" (кит. хуэйту; яп. эдо.) — земной мир, наполненный пороками и страстями ("грязью" населяющих его живых существ). "Счастливые страны" и "Чистая земля" — там, где по представлениям буддистов, живут Боддхисаттвы и люди, сумевшие переродиться там, в силу личных заслуг и развития Бодхичитты. Чистая страна в буд­дийской космологии и в медитативной практике — это такой кармический уровень бытия, с которого есть только продвижение вверх. Это символ определенного уровня развития. И на этом уровне существует мно­жество миров, в том числе "рай Будды Амитабхи", "земля Гандэн" или "небеса Тушита". Васубандху в тре­тьем разделе "абхидхармакоша", описывая буддийский психокосмос, перечисляет пять чистых место-прибываний, которые относятся к высшей ступени четвертого состояния йогического сосредоточения, — это уровень "мира форм" (см.: Васубандху. абхидхармакоша. — с.69.). Выше богов "чи­стого местопребывания" идет "мир без форм", — состояние психокосмоса, не связанное с определенным положением в пространстве.