Агинский дацан



«Дэчен Лхундублинг»

Основан в 1811 году

Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1

Агван (тиб.) - Владыка слова, обладающий прекрасным и богатым словом

Энциклопедия


 

 
М Н О
 
 

М

 

 

 

Магадха (санскр. Magadha, тиб. Ma-ga-da). Древнее название страны на северо-востоке Индии, в которой про­поведовал Будда.

 

 
 

Мадхьямики (санскр. Madhyamika; тиб. Dbu-ma). Одна из древнейших школ махаянского буддизма. Фило­софия мадхьямиков является Средним (мадхьяма) путем, отвергающим крайности, такие, как утверждения, что все существует и что ничто не существует. Наиболее яркий представитель данной школы Нагарджуна. Под­разделяются на две школы: Мадхьямики-прасангики и Мадхьямика-сватантрики. Прасангика (отрицание ут­верждений) — не признает единичную сущность даже в обозначениях, потому что только одним лишь "опро­вержением" в потоке сознания оппонента рождается умозаключение, познающее доказываемый объект. Сватантрика (собственная сущность) — признают единичную сущность в обозначениях, поскольку учение об Основе признается схожим с учением Читтаматры, их называют Йогачара Мадхьямика, другие же, посколь­ку как и Саутрантики, признают внешний объект, состоящий из мельчайших частиц, их называют Саутранти-ка Мадхьямика.

 

 
 

Майтрея (тиб. Byams-pa). В буддийском Учении бодхисаттва, он же грядущий будда, в данный момент оби­тает в небе Тушита.

 

 
 

Мандала (dkyil-'khor; mandala). "Круг", "диск", "опора", "центр и переферия" — один из основных сакраль­ных символов в буддийском учении; также ритуальный предмет, воплощающий этот символ. Мандала часто рас­сматривается как место обитания божества или божеств. Наиболее универсальна интерпретация мандалы как модели вселенной, "карты космоса", причем вселенная изображается в плане, как это характерно и для моде­лирования вселенной, с помощью круга или квадрата. В тантризме — дворец идама с его окружением, т. е. мен­тальная структура, представляемая в уме адепта.

 

 
 

Мандалачакра. Дворец идама и окружающие его реалии.

 

 
 

Манджугхоша ('jam-dbyangs) или Манджушри. "Сладко голосый", один из Бодхисаттв буддийского пантео­на, олицетворяет Мудрость и могущество проповеди

 

 
 

Манджушри (санскр. Manjusri, тиб. Byam-dpal). "Красивое сияние" — один из трех главных Великих Бод­хисаттв. Олицетворяет вместе с Авалокитешварой и Ваджрапани Мудрость; обычно его изображают кра­сивым индийским царевичем, держащим в поднятой правой руке пылающий меч и в левой руке книгу "Праджняпарамита". Земным воплощением Манджушри считался основатель школы Гелукпа Цзонкхапа (начало XV в.).

 

 
 

Манла (sman-bla). Бхайшаджагуру или Будда врачевания.

 

 
 

Мановиджняна (yidkyirnamshes). Сознание ума.

 

 
 

Мантра (sngags). Магическое заклинание (или молитва) в Тантре, состоящее из определенного количества слогов, каждый из которых может также иметь свое значение. В тантрийской практике для мантр Идамов пред­писано произнесение в уме, "опору" для концентрации которого мантры представляют. Из классифицирован­ных по типу ритуала и типу визуализации (например, спокойный тип созерцателя — гневная форма идама и на­оборот) совокупностей мантр базовой является биджа-мантра (или: "слог-семя"), из которой проявляется божество, имеющее "мантрийское тело" (мантрапуруша), украшенное махапурушалакшанами.

 

 
 

Мантраяна. См. ваджраяна.

 

 
 

Мара (тиб. bdud). Демиург "мира желаний", злой демон-искуситель. Олицетворение всех негативных сил, которые затрудняют продвижение живых существ по пути Пробуждения: смерть, клеши-аффекты, цепляние за "я" и т. д. На мифологическом уровне всемогущая, сверхчеловеческая демоническая личность. На догмати­ческом уровне (структурном) различают четыре вида мар: Мара-скандх, Мара-клеш, Мара-смерти и Мара-Сын небожителя. В тантрийской практике, когда йогин развертывет мандалу идама (дворец идама) по четырем сто­ронам он размещает защитников, подавляющих каждого из мар. Современная интерпретация образа Ма­ры — навязчивые состояния, фрустрации, негативные мысли — является лишь психологической интерпрета­цией объективного зла.

 

 
 

Марпа-Лоцзава (mar-pa, 1012-1098). Основатель школы тибетского буддизма — Каргьюдпа. Ученик Наропы и учитель Миларайпы.

 

 
 

Матери. Четыре Матери это Мохарати (или Ломана, тиб. sPyanma) белая, Двешарати (Мамаки, тиб. Ма та ki) синия, Рагарати (Пандаравасини, Пандари, тиб. GosdKarmo) красная и Ваджрарати (Тара, тиб. sGolma) зеленая. Они соответствуют четырем первичным Элементам, поскольку те, как матери, порождают все сущее.

 

 
 

Маудгальяна (санскр.: Maudgalyana; тиб.: Maudgal-gyi-bu). Один из главных учеников Будды Шакьямуни, обладавший наибольшими магическими способностями; часто изображается рядом с Буддой в выцветшей оранжевой тоге и с посохом странствующего монаха, и имеющим набалдашник в виде ступы, составленной из металлических колец.

 

 
 

Махабхайрава (санскр. Mahabhairava, тиб. Rdo-rje 'jigs-byed). Гневное охраняющее божество (идам) в тради­ции ваджраяны.

 

 
 

Махайога. Одна из сокровенных тантр высшего порядка, практикуя которую йогин спонтанно добивается абсолютного единства с божеством, на которое он медитирует.

 

 
 

Махакала (санскр.: Mahakala; тиб.: Nag-poChen-po) — "великий черный", в мифологии ваджраяны идам и дхармапала; изображается двуруким, шестируким и шестнадцатируким; эти образы темно-синего цвета и име­ют угрожающий вид.

 

 
 

Махакала-стотра. Хвалебная песнь, гимн Махакале.

 

 
 

Махакашьяпа. Один из десяти ближайших учеников Будды, а также один из организаторов и руководите­лей Первого буддийского собора в Раджагрихе.

 

 
 

Махамудра (phyag [rgya]-chen [-ро]"великий символ [жест]" — учение 84 махасиддхов, проникшее из Индии в Тибет. Значение "йоги великого символа" состоит в "схождении в одной точке вселенной с наивысшим со­знанием", которого достигает йогин в процессе медитаций. Практическое учение Шуньяты, исторически это учение восходит к Будде, Сарахе, Нагарджуне, развивалось школой мадхьямиков и тибетской школой карджу-па. Махамудра является "сердцем" и объединяющим принципом мантраяны.

 

 
 

Махапита Вайшравана. Одна из форм божества богатства.

 

 
 

Махапурушалакшана. Тридцать два главных и восемьдесят вторичных телесных признака махапуруши/чакравартина.

 

 
 

Махараджа. см. Локапала.

 

 
 

Махаратнадхармараджа. "Великая драгоценность, царь Учения", титул высших духовных наставников школ тибетского буддизма, который присваивали императоры династий Мин и Цин. Эквивалент: да бао фа ван (кит.).

 

 
 

Махасаттва (sems-dpa 'chen-po). Эпитет — великое существо, бодхисаттва.

 

 
 

Махасиддха(grub-thob; grub-chen). Тот, кто реализовал недвойственность блаженства и шуньи, совершен­ный йогин, у которого, если прибегнуть к метафоре, "вся речь есть мантра, след ноги есть мандала, любой жест есть мудра и вся мысль есть дхьяна".

 

 
 

Махасукха — "великое блаженство", активный аспект каруны "сострадания". Сукха означает "транс­формацию блаженства" (каруна как прекращение наслаждения от истечения жизненной эссенции бинду). Махасукхакая, "тело великого блаженства", составляют Херука-формы "пяти Татхагат" или "пяти му­дростей". Тибетский эквивалент Херука: кхраг 'тхунг "пьющий кровь", отсылает к символике активной трансформации негативности в единство "пяти мудростей", или "мудрость великого блаженства" (ма­хасукха).

 

 
 

Махаяна (theg-chen) "большая колесница* — одно из трех главных направлений в буддизме. Махаяна сложи­лась, вероятно, в первых веках до нашей эры на основе раннебуддийской школы махасангиков. В отличие от хинаяны махаяне присущ универсальный характер идеи освобождения: возможность достигнуть состояния буд­ды дается всем существам, так как они изначально обладают природой будды.

 

 
 

Медитация (bsam-gtan) — глубокое умственное сосредоточение, процесс погружения в созерцание.

 

 
 

Меру (Сумеру). Мифическая гора в центре мироздания по древним тибетским источникам.

 

 
 

Мигзема. Молитва Цзонхаве, составленная им самим его Учителю Рэнгдабе, но возвращенная послед­ним Цзонхаве со вставкой имени Цзонхавы: "Ламе Цзонхаве, Высшей Драгоценности тибетских мудрецов, // Воплощению Авалокитешвары, Сокровищнице непостижимого сострадания. // Манджушри, Владыке чистого знания, //и Ваджрапани, Разрушителю всех воинств мары: // Цзонхаве, Лобсан Дагбэ, я по­клоняюсь".

 

 
 

Миларепа (тиб. Mi-la-ras-pa, 1052-1135гг.) — великий тибетский йог, ученик Марпы. Последователь и патри­арх школы Кагьюдпы.

 

 
 

Митра (Михр). Древнеарийское божество космоса, хранитель клятв и покровитель верности.

 

 
 

Митраизм. Древняя религия, основанная на культе Митры. Распространилась в элинистическом мире и Римской империи. Во II-TVвв. митраизм — один из главных соперников христианства.

 

 
 

Мокша (тиб.: tharpa) — освобождение.

 

 
 

Монлам (санскр.: махапранидхана; тиб.: смон лам чхэн мо) — основной цикл чтений сутр в храме Джо кханг, совершаемых перед статуей Будды монахами трех главных монастырей школы Гелукпа Галдан, Сера и Брайбун "ради благоденствия Императора". Малый цикл был посвящен Далай Ламе.

 

 
 

Мудра (phyag-rgya) — "знак (символ)", выраженный при помощи руки, ладони и пальцев; ему приписывает­ся магическая сила; сплетение пальцев для магических жестов.

 

 
 

Мукти (в индуизме) — полное освобождение (от сансары).

 

 

Н

 

Нага (klu) "змей", "дракон" — мифические существа, обитатели подземного мира, рек, озер, водоемов, кото­рых представляют в виде полузмей-полулюдей.

 

 
 

Нагарджуна (klu-sgrub) — великий буддийский философ, почитается как второй Будда. Жил, вероятно, в I веке и ему приписывают около 200 трудов.

 

 
 

Надикашьяпа. Имя одного из первых учеников Будды Гаутамы.

 

 
 

Намтар ("полное освобождение [от уз сансары]") — 1) житие, жизнеописание как один из жанров средневе­ковой литературы; 2) повествование, история.

 

 
 

Наропа (тиб. Na-ropa1016-1100 г.). Ученик Тилопы и учитель Марпы. Патриарх школы тибетского буддиз­ма Кагьюдпы. Занимался изучением тантрийской системы божества Чакрасамвары и достиг совершенства.

 

 
 

Нарохажод (Кхечари). См. Ваджраварахи.

 

 
 

Нидана. Веревка; сущность; причина существования; в буддизме — взаимосвязанные друг с другом двенад­цать причин — двенадцать звеньев цепи "зависимого происхождения", порождающие беспрерывный поток ин­дивидуальной жизни.

 

 
 

Нирвана (mya ngan 'das; las 'das pa). Основной метафизический термин буддизма, обозначающий высшее, запредельное существование духовного бытия.

 

 
 

Нирвана без остатка. См. паринирвана.

 

 
 

Нирвана с остатком бытия. Прижизненная нирвана, когда существо, освободившееся от влияния клеш (стра­стей, загрязняющих ум) и обретшее духовное пробуждение, сохраняет еще скандхи (конституирующие элемен­ты и факторы существования).

 

 
 

Нирманакая (sprul-sku) (см. трикая). Каждый будда помогает другим существам дойти до нирваны, пробуж­дая в них прозрение; для этого будда показывается в облике Учителя, проповедующего Учение, т. е. в образе че­ловека. Этот облик называется "телом призрачным" (нирманакая). Будда в таком виде не что иное, как субъек­тивное переживание каждой данной личности в отдельности.

 

 
 

Нингмапа (ньинма, тиб.: Rnying-ma) — "древняя школа", самая ранняя школа тибетского буддизма, основа­на Падмасамбхавой (VIII век.). В становлении канона нингмапы особую роль играют "тексты из кладов" (тер­ма), находимые в тот или иной период распространения Учения тем или иным учителем. В нингмапе верхов­ным буддой почитается Самантабхадра, а не Адибудца, как в остальных. Нингмапа делит свое учение на "девять колесниц", из которых последние пять — это эзотерические учения о спасении, не требует безбрачие монаха. Содержит элементы из доктрины бон.

 

 
 

Нйи зла падма'и гдан (тиб.) — "тройное сиденье из солнца, луны и цветка лотоса", символизирует: сиденье из солнца — шуньяту, сиденье из луны — бодхичитту, сиденье из лотоса — отречение (непривязанность) от мир ских удовольствий.

 

 

О

Обетованные (тиб. damtshigpa) — те, кто дал обет реализовать состояние Ваджрасаттвы, Ваджрадхары, Дэмчога и т. д. То есть, это мы и то, что мы создаем в своем уме — образ Ваджрасаттвы, Ваджрадхары и т. п.

 

 
 

Обыкновенный человек (санскр. притхагджана; тиб. со сои кйе ба) — люди, не стремящиеся к изменению своего психического статуса.

 

 
 

Ошибки (тиб.: skyon-gsum) три: 1) "ошибки перевернутого сосуда" (snodkhas-spubkyiskyon). При пропо­веди буддийского учения слушающий должен освободиться от невнимательности, чтобы проповедь до­стигла его ума и сердца; 2) "ошибки грязного сосуда" (snoddri-makyiskyon). Слушающий проповедь должен устранить страсть, гнев, зависть, дух противоречия и тому подобное, чтобы с максимальной пользой слушать и усваивать учение; 3) "ошибки дырявого сосуда" (snodzhabs-rdolkyiskyon). Выслушанную проповедь необходимо закрепить в памяти с помощью специальных упражнений для запоминания, чтобы ничего не утратить.