Агинский дацан



«Дэчен Лхундублинг»

Основан в 1811 году

Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1

Агван (тиб.) - Владыка слова, обладающий прекрасным и богатым словом

Энциклопедия


 


Ж З И Й К Л
 

Ж
 

 
Желчь (mkhris-pa). В тибетской медицине один из трех психоэнергетических факторов или функциональ­ных систем, связанных с элементом Огня, делится на пять видов.
 
Жинхор (санскр. mandala, тиб. dkyil-khor). Дворец, место обитания Учителя, идама и их окружения.
 
 

З
 

 
Зависть (phrag-dog; spa gong-ba). Инверсированный страх возвышения других. Происходит от эгоцентрического заблуждения и противопоставления себя другим. Омрачающий фактор сознания — одна из клеш.
 
Захор (Zahor). Название страны на северо-востоке Индии, иногда ассоциируемой с Уддияной или гранича­щей с оной.
 
Зороастризм. Основатель Заратуштра, древнегреческая форма имени — Зороастр. По традиционной пех­левийской (среднеперсидской) хронологии, он жил за "258 лет до Искандера" (Александра Македонского), в VII — VI вв. до н. э. По другой версии он жил за 6000 лет до Платона. По третьей версии было множество Заратуштр, обновителей Учения. Главным в проповедях Заратуштры было учение о зависимости миропорядка и торжества справедливости в мировой борьбе добра и зла от свободного выбора человека, его активная по­зиция в этой борьбе на стороне добра. Зороастризм получил оформление среди маздаяснийских учений (Зерванизма и Митраизма) на территории Южного Урала, по другой версии в Восточном Иране (Др. Афга­нистан и Таджикистан).
 
 

И
 

 
Идам (тиб. yi-dam; санскр. ishtadevata). "Божество созерцания", в практике визуализации (утпатти-крама), со­зерцание которого выявляет глубинную просветленную природу адепта в мандале. Персонификация связи ума с конечной реальностью, когда ум, опираясь на шуньевые формы идама, постигает его шуньевое содержа­ние, или Ясный Свет ('од гсал). Тантрийское охраняющее божество, которое человек выбирает себе покрови­телем и защитником либо на всю жизнь, либо для отдельных (особых) случаев. С помощью медитации адепт отождествляет себя с идамом.
Созерцание идама играет центральную роль в тантрийском учении буддизма. По своему значению идамы эквивалентны буддам, и их иконография символизирует различные аспекты "пробужденного сознания". В ли­тературе, однако, сложилась ошибочная традиция называть коронованные изображения идамов "бодхисаттвами". Однако по отношению к идаму неправомерно использовать термин "бодхисаттва", поскольку в рамках буддийского символа веры "Трех прибежищ" или "драгоценностей" — Будды, Учения и Сангхи (общины) — идамы относятся к первому (к буддам), бодхисаттвы же, да и то не все, могут быть только к третьему "прибежищу", поскольку бодхисаттвой в буддизме называют всякое существо, взращивающее "мысль о Пробуждении" (санскр.: bodhicitta; тиб.: byangchubkyisems), то есть "... самоотверженное, подлинное и бескорыстное уст­ремление... к буддству для себя и для всех живых существ".
В литературе идамов часто называют "божествами"; но, употребляя этот термин, нельзя смешивать его с представлениями о божествах-небожителях, так как божества-небожители (санскр. deva; тиб. lha) представ­ляют отдельный мифологический тип, который в некоторых случаях может быть вообще не связан с буддиз­мом. Высшие духовные наставники, ламы (санскр.: guru; тиб.: Ыа та), по представлениям буддистов, намного превосходят божеств по своему духовному статусу и возможностям.
 
Индра. В индийской мифологии верховный бог Сансары, один из хранителей мира, громовержец, бог грома и молнии, олицетворяющий собой грубую силу; властвует в сфере воздуха, занимающей промежуточное положение между небом и землей. Он — воплощение неукротимости, развращенности и раз­нузданности, в иконографии часто находится под ногами тантрийских идамов, символизируя подавляемые клеши.
 
Индрия (dbang-po) — акт ощущения, т. е. мгновенный акт "видения", "слышания" и т. д. Эмпирическое вос­приятие есть цепь таких мгновенных актов ощущения, связанных с сознанием и другими элементами.
 
Интуиция. Отсекающая заблуждения разума точность.
 
 

Й
 

 
Йога (rnal-'byor). "Упряжка", "ярмо": "впрягающийся в йогу" подвижник стремится "прекратить круговраще­ние мыслей"). В индуизме йога — это прежде всего особая техника медитации, обеспечивающая вхождение в со­стояние транса и отключение от любых раздражителей. В буддизме йога имеет продолжение в виде "осознан­ного" возвращения назад (из максимальной точки трансцендентного удаления) и проявления проповеди. См. Шаматха и Випашьяна.
 
Йогатантра (санскр. yoga-tantra; тиб.: rnal-'byor-pa'irgyud). Третья из тантр низшего порядка, в которой эти­мологическое значение слова йога как "впрягать в ярмо" (или "повседневно трудиться") используется в прямом смысле: йогин должен напрячь все свои потенции, чтобы добиться развития (совершенствования) своей ин­туиции.
 
Йогачары (санскр. Yogacara; тиб. Rnal-'byorspyod-pa). Иначе Читтаматра, Виджнянавада. См. Виджнянавада.
 
Йогин (rnal-'byor-pa). Тот, кто практикует йогу. Иогини. Женщина, практикующая йогу.
 
Йоджана (санскр.). Мера расстояния, около 14,5 км.
 
 

К
 

 
Кадампа (тиб. Bka'-'dam-pa). "Последователи Слова Учителя", школа тибетского буддизма, основанная Атишей и его учеником Бронтонпа (1005 — 1064). Особое внимание уделяла строгому соблюдению монашеской дис­циплины (Виная).
 
Каджудпа (тиб. Bka'-rgyud-pa). Иначе Каджупа, Кагьюпа. "Последователи Наставлений Учителя", школа ти­бетского буддизма, основанная на устной традиции передачи Учения от учителя к ученику Марпа-Лоцзавой (1012-1098). В этой школе буддизма основной упор делается на достижение Пробуждения путем медитации. В исполнение обетов строжайшего аскетизма и отречения от мира аскетам Кагьюпы нет равных среди последователей буддизма.
 
Калачакра (санскр. Kalacakra; тиб.: Dus-kyi 'Khor-lo). "Колесо Времени", 1) Тайное Учение (Доктрина) в буд­дизме ваджраяны, связанное с учением Шамбалы; 2) астрологическая и астрономическая система, проникшая в Тибет из Индии в X в., 3) имя божества (идама) в традиции тибетской тантры Калачакра.
 
Кальпа (тиб. bskal-pa). Период времени, проходящий между появлением двух будд; также срок жизни; вре­мя от возникновения мира до его гибели.
 
Кама-дхату (кама-лока). Чувственный или реальный мир. По космологии буддизма все бытие разделе­но на три сферы или сосуда бытия: кама-лока (дхату); рупа-лока (дхату); арупа-лока (дхату). Сфера кама дхату состоит из десяти уровней. Четыре первых уровня, на которых обитают мученики адов, преты, жи­вотные и люди, составляют низший мир кама-дхату, а шесть уровней небожителей — это "высшие земли" кама-дхату.
 
Капала (санскр. kapala; тиб. thodpa). Чаша из крышки черепа достойного человека (ритуальный пред­мет). Символ блаженства, обретаемого нашим умом (в нашем мозге, который находится в нашем черепе). При совершении ритуалов в качестве капалы обычно применяется металлическая (иногда серебряная) ча­ша. У ее бронзовой треугольной формы подставки по углам опоры в виде человеческих голов, символизируют, что поднести ритуальную чашу можно только преодолев собственные неведение, страсть и гнев
 
Карма (санскр. niyati, samaya; тиб. sngon-las). "Поступок, деяние", основной термин буддийской концепции о причинно-следственной связи, согласно которой плохой поступок неизбежно приносит плохие плоды, и на­оборот. Совокупность хороших и плохих поступков, совершенных в прошлых рождениях, формирует удел человека в настоящем рождении. Однако настоящее отнюдь не определяется механическим прошлым, а согла­суется с ним, и человеку остается большое поле для проявления энергии, чтобы изменить свою карму и даже преодолеть ее.
 
Кармапа. "Собрание деяний", школа тибетского буддизма, основанная Дусум Кхьенпа (1110—1193). Одна из основных линий школы Каджудпа. Часто употребляемое название "Черные Лапки" напоминает о пучке волос на голове дакини, который символизирует "собрание деяний (принлэй — творческая карма) всех будд". Школа Кармапа положила начало "линий преемственных перерождений" (скйе-рабс), в генезисе связанных с тертонами, "открывателями кладов". Другую линию кармапа — "Красные Шапки" основал Драгпа Сенге (1283-1349).
 
Каруна (snyingrje). "Сострадание", действие, выполняемое в свете осознавания шуньяты, то есть, действие праджни.
 
Каудинья. Один из группы "Пяти счастливых". Он и его четыре сподвижника — первые ученики Будды Гау-тамы, перед которыми он произнес свою первую проповедь — "привел во вращение колесо Дхармы".
 
Кижингинский дацан (Даши Лхунполинг). Был построен в Бурятии в 1775 г. в Кижингинском районе.
 
Киннары (тиб. mi-'am-ci). "Люди или кто?" — в индуистской мифологии класс полубожественных существ, представляющих людей с конскими головами (ср. греческих кентавров) либо птиц с головами людей. Кинна­ры считаются детьми риши Кашьяпы (подобно ракшасам, нагам, обезьянам) или самого Брахмы, родившими­ся из его стопы. Киннары, как и гандхарвы, являются небесными певцами и музыкантами.
 
Клеши (санскр. klesa, тиб. nyon-mongs). Это "яды", которые искажают, возмущают, "аффектируют" спокой­ный поток сознания, состоящий из пяти мудростей. Клеши вместе с кармой являются "корнем" сансары. Ко­ренные клеши суть: 1) неведение (санскр. avidya, тиб. ma-rig-pa) в его эмоциональном аспекте, т. е. омраченно-стью (тиб. gti-mug или rmongs-pa-moha, санскр. Andhakara); 2) страсть (тиб. 'dod-chags, санскр. raga); 3) гнев (тиб. zhe-sdang, санскр. krodha); 4) гордость (тиб. nga-rgyal, санскр. mana); 5) зависть (тиб. phrag-dog, санскр. irsya); 6) пять ложных эгоцентрических воззрений.
 
Колесо Существования (санскр. Бхавачакра; тиб. srid-pa'i 'khor-lo). Схема шести лок или областей сущест­вования сансары.
 
Конечная нирвана. См. паринирвана.
 
Криятантра (санскр. kriya-tantra; тиб. bya-ba'irgyud). Первая из трех тантр низшего порядка, означает "дей­ствие"; практикуя эту тантру, адепт ваджраяны начинает сознавать, что человек является субъектом трансцен­дентной сущности, большую роль играют также ритуальные действия, например, омовения, символизирующие очищение как таковое.
 
Кродха. "Гневный", "гнев", разряд персонажей иконографии.
 
Кукурипа. Один из 84 сиддхов, известный под названием Отшельник с собаками.
 
Курилтай (курултай). В прошлом Совет высших лиц монгольского государства, аристократов, феодалов и военачальников.
 
Курукулла (тиб. Rigs-byed-ma). "Сотворяющая Род, Расу, Семью" — в тантризме богиня любви. Культ Курукуллы относится к ануттара-йога-тантре и поэтому является "тайным". Входит в окружение идама Хэваджры.
 
Кшанти-парамита. "Совершенство терпения": Третья парамита. две руки желтого цвета, в правой ру­ке — штандарт с драгоценностью чинтамани, в левой — белый лотос.
 
Кшатрий. Член воинского, или правящего сословия (варны) древнеиндийского общества.
 
Кшити-гарбха. Один из Восьми бодхисаттв буддийского пантеона.
 
 

Л
 

 
Лалана (санскр. тиб. rtsarkyangma). Левый психоэнергетический канал, идущий вдоль позвоночника у че­ловека.
 
Лама. Общепринятое почтительное название всех духовных лиц (монахов) в Тибете и Монголии, хотя фор­мально право называться ламой имеют только монахи, прошедшие полный курс монастырского обучения. Эти­мология слова "лама": слог "ла" означает трансцендентную сущность; слог "ма" — материнская любовь и сост­радание; таким образом, слово "лама" — "конечное сознание". В тантризме — учитель, достигший определеных познаний и реализаций.
 
Лам-рим (lam-rim). Знаменитый текст, составленный Цзонхавой (Изложение смысла учения о степенях пути). Имеется три варианта: малый, средний и большой Лам-рим. В других школах также имеются свои "лам-римы".
 
Лао Цзы. Также известный как Ли Эр и Ли По Ян; родился в 604 г. до н. э. и написал Дао Дэ Дзин. Восстано­вил даосизм.
 
Локапала. "Охранители сторон света": Вайшравана (север), Вирудхака (юг), Вирупакша (запад), Дхритара-штра (восток). Синоним: махараджа.
 
Лончен Рабжам (Кип mkhyenKlongchenRab 'byams, 1308-1363). Известен как Лонченпа и Нацог-Рандол. Великий буддийский философ и йог-созерцатель, известный своими работами в традиции Ньинтиг и практи­ки дзогчена. Объяснял учение дзогчен в терминах махаяны.
 
Лоцзава (lo-tsa-ba). Переводчик буддийских священных текстов (обычно с санскрита).
 
Лунг (lung). "Передача", церемония, в ходе которой Гуру дарует полномочия на чтение, изучение и практику учений, представленных в определенном тексте. Гуру осуществляет передачу в ходе чтения вслух этого текста. Лунг (наставление), буддийский термин, которым называют многочисленные первичные уров­ни посвящений. Эзотерический смысл посвящений вообще заключается в передаче ученику благослове­ния — психической энергии, силы от будд, бодхисаттв, всех реализовавших существ, некоторые из кото­рых существуют на земле, а другие — в высших мирах. Посвящение обеспечивает ученику способность выполнять определенные упражнения, направленные на развитие психических и физических качеств, и да­ет возможность единения ученика, как со своим человеческим учителем, так и через его посредство со все­ми наставниками, пребывающими в сверхчеловеческих мирах, для того, чтобы идти по пути безопасно и успешно. Лунг связан с механизмом очищения человеческого сознания с помощью Учителей и мисти­ческим воссоединением с Изначальной Мудростью — состоянием будд. Когда ученик получает лунг или во­обще обращается к наставникам, духовные влияния с их стороны передаются ученикам в виде энергии и ду­ховной силы.
 
Лхамо (lhamo'). Буддийское женское божество. Сиятельная Богиня Воительница, Палдан Магсорма — это гневная эманация богини Сарасвати, принявшей этот облик для покровительства и защиты Учения от врагов. Богиня Сарасвати по сути своей есть эманация Досточтимой Спасительницы Тары.
 
Лхарамба. Титул, который дается ламе, победившему в философском диспуте в монастыре с авторитетным факультетом философии.
 
Лхобрак Намкха-джалцан (1326-1401) - сакьяский ученый, наставник Цзонхавы.