Агинский дацан



«Дэчен Лхундублинг»

Основан в 1811 году

Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1

Агван (тиб.) - Владыка слова, обладающий прекрасным и богатым словом

Энциклопедия


 

Г

Д


 

Г


Ганапуджа. Практика коллективного подношения Учителю или идаму в ануйога-тантре. См. Сокшод.

 

Ганджур. Свод тибетской канонической литературы, "священное писание" буддистов, состоит из 108 томов, включающих в себя переводы Трипитаки и оригинальные тибетские сочинения по тантризму.
 
Гандхарвы (bar-do-pa или dri-za). "Питающиеся запахом", класс полубогов, живущих в высшей части неба; в послеведийской мифологии они становятся небесными певцами и музыкантами; ассоциируются с апсарами.
 
Гандэн (тиб. "Обитель радости") — рай Будды Грядущего мирового порядка Майтрейи.
 
Ганлин (rkanggling). Музыкальный духовой инструмент, изготовленный из берцовой кости. Этот инструмент символизирует непостоянство феноменального бытия.
 
Гаруда (nam-mkha 'lding или khyung-lding). "Царь-птица", одно из главных божеств Бона. В современном буд­дийском Тантризме есть много практик Гаруды, в большинстве своем используемые в медицине.
 
Гатха. Стихотворные тексты.
 
Гаутама (на пали Готама). Родовое имя Будды Шакьямуни, связанное, вероятно, с его мифическим предком — риши Гаутамой, одним из семи великих риши в древнеиндийской мифологии, который проклял Индру, соблаз­нившего его жену Ахалью.
 
Гелонг (санскр. бхикшу, тиб. dge-slong). Буддийский монах, принявший все 253 обета Винаи. Мирской уче­ник принимает пять обетов мирского ученика. Монах низшего посвящения (раб-чжун тиб. rabbyung) прини­мает 5 монашеских обетов. Монах среднего посвящения (гецул — dgetshul) принимает 36 обетов.
 
Гелукпа (dge-lugs). "Школа добродетельных", часто именуемая "желтошапочная", главная школа тибетско­го буддизма, преемница школы кадампа. Создателем является Лама Цзонхава (1357-1419).
 
Гецул (dge-tshul). Низшая ступень монашеского посвящения, когда принимают 36 обетов.
 
Гневы (khro-bo). Тантрийские божества, идамы, имеющие гневный вид. Они имеют гневный вид не потому, что они гневаются на кого-либо. Их гневный облик указывает на неотвратимость возврата зла тому, кто его источает.
 
Гоман (goman). Дацан (факультет) Брайбунского монастыря в Тибете.
 
Гypy (тиб. bla-ma). Духовный наставник, учитель. Первое из "Трех Прибежищ" тантрийской передачи от учи­теля к ученику: Гуру-Идам-Дакини (будда-дхарма-сангха).
 
Гуру-йога (тиб. bla-ma'irnal-'byor). Система практик созерцания с опорой на учителя.
 
Гухьясамаджа (санскр. Guhyasamaja, тиб. gsang-'dus). Божество (идам) ваджраяны. Относится к отцовским тантрам или тантрам метода. Идентифицируется с Адибуддой как его проявление, символизирует единство те­ла, речи и мысли.
 
Гухьясамаджа-тантра ("Тантра Собрания Тайного"). Тантра, в которой описывается манифестация Гухьяса-маджи.
 
 
 

Д

 

 
 
Дака (dpa-'bo). "Небесный странник", существо, обладающее могуществом передвижения в пространстве, мужской эквивалент дакини. Тибетское толкование этого слова следующее: "небо", "пространство небес" есть обозначение "не-обьектности", шуньяты; "идти" означает "понимать". Таким образом, Дака или дакини есть су­щество постигшее Шуньяту.
 
Дакини (mkha'-'gro-ma; dpa'-mo). "Движущиеся по небу", тантрийские богини. В индуизме дакини почита­ются демоническими существами, которые чаще причиняют людям зло, хотя могут творить и добро. Обычным местопребыванием дакини являлись кладбища, где они использовали трупы для совершения своих магических обрядов. В мифологии тибетского тантризма, пришедшего из Уддияны (где они именовались Пери) дакини ста­ли играть большую роль в йогической практике адептов ваджраяны. В тантрийской практике персонифици­руют Знание и его передачу.
 
Далай-лама (Океан-лама). "Учитель подобный океану", официальный титул духовного и светского главы Тибета. Преподнесен в 1578 г. Гьялва Сонам Гьяцо, главе школы Гелукпа Алтан-ханом Туметским. Далай-лама считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. В дальнейшем все иерархи этой школы, включая и первых двух, стали именоваться Далай-ламами.
 
Дамару (damaru). Барабанчик в виде песочных часов с подвешенными ударниками.
 
Дамжан (тиб. дам-чан). "Давший клятву" или "связанный обетом", Охранитель буддийского Учения (бстанг срунг ма).
 
Данапарамита. "Совершенство Отдачи": две руки красного цвета, в правой руке — штандарт с драгоценно­стью чинтамини, в левой — колос злака.
 
Данджур. Комментарий к сочинениям, вошедшим в состав буддийского тибетского канона; насчитывает 225 то­мов переводов с санскрита и оригинальных сочинений тибетских авторов.
 
Дао (кит.). Дорога, путь, тропа, учение, истина, реальность, природа "Я", абсолют.
 
Дао Дэ Дзин. Трактат Лао Цзы.
 
Даосизм. Учение Лао Цзы. Одна из основных религиозно-философских школ Китая. Возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры. Основной трактат Дао Дэ Дзин. Даосизму присущ натурализм (инь-ян-цзяо). Основная цель — достичь единства с первоосновой мира — Дао. Основной принцип — недеяние (у-вэй), то есть такое действие, для свершения которого (в силу заинтересованности в нем самой природы) не надо прилагать усилий.
 
Дар. Три дара суть: посвящения в обеты, передача Учения (Лунг) и дача устных наставлений; в тантре это — дарование правомочности (dbangbskurba), передача тантрийского Учения и дача устных наставлений.
 
Даршана-марга (тиб. mthong-lam, санскр. Darsana-marga). Третий этап на пути к Пробуждению в буддиз­ме общей традиции махаяны. Путь включает всего пять основных этапов: 1) Путь Накопления Добродете­лей (тиб. Tshog-lam, санскр. Sambhara-marga); 2) Путь Подготовки (тиб. Sbyorlam, санскр. Prayoga-marga); 3) Путь Видения (тиб. Mthong-lam, санскр. Darsaha-marga); 4) Путь Освоения (тиб. Sgom-lam, санскр. Bha-vana-marga); 5) Завершающий Путь, где нет необходимости в учителе для обучения (тиб. Mi-slob-Iam, санскр. Asaiksa-marga).
 
Дацан (grva-tshang). В бурятской буддийской традиции монастырь, совмещающий комплекс храмов: "место собрания общины" (бур. согшон дуган), храмы, посвященные божествам (бур. шутэнэй сумэ), храмы родовых объединений (бур. аймагай сумэ) и жилища монахов.
 
Дварапала. "Охранитель ворот". В буддийской иконографии известны четыре дварапала женского рода: Та­лика, Кунчи, Капата, Патадхарани. В иконографии мандал присутствуют "охранители ворот" основных и про­межуточных направлений.
 
Две Стадии пути. Стадия Зарождения (тиб. жедрим) — период визуализации согласно садхане, превращаю­щий нечистое видение в чистое; Стадия Завершения (тиб. Дзогрим) — период овладения внутренней манда-лой — энергетической системой каналов и чакр.
 
Двери. Три двери — тело, речь и мысль (lus, ngag, yid) обычного человека: три двери Учителя и Будды — это космическое тело (sKu, имеется в виду Chossku, Дхармакая), проповедь (gSung, или Самбхогакая) и мысль (thugs, или Нирманакая). Выражение "Три ваджра трех дверей" Учителя означает, что тело, речь и мысль Учителя не­рушимо (ваджрно, подобно крепости алмаза) нераздельны с Дхармакаей (космическим телом Будды), с Самб-хогакаей (телом света Будды) и с Нирманакаей — явленным телом Будды. Явленное тело Учителя предстает пе­ред нами в образе того или иного идама (тогда это Нирманакая), либо в том виде, в котором мы его встретили в момент посвящения (тогда это Ваджракая).
 
Девадатта. "Богами данный". Имя двоюродного брата, соперника и врага Будды.
 
Дердаг (тиб). "Хранитель клада", разряд персонажей иконографии, примыкающий к якшам и другим "хра­нителям сокровищ".
 
Джатака (skyes-rabs). "Связанное с произведенным, порожденным, пережитым" — повествования о легендар­ных событиях из прошлых рождений Будды Гаутамы.
 
Джина. "Победоносный", один из эпитетов Пробужденных в буддизме и джайнизме.
 
Джняна (тиб. yeshes). Мудрость и тот, кто ее представляет (yeshespa). Трансцендентное сознание.
 
Джняна-парамита. "Совершенство знания": Десятая парамита—две руки белого цвета, в правой руке — штан­дарт с драгоценностью чинтамани, в левой — дерево бодхи с плодами из драгоценностей.
 
Дзогчен (rdzogs-chen). см. Атийога.
 
Дигнага (санскр. Dignaga; тиб. Phyogs-kyiglang-po). Ученик Васубандху, жил в VI веке н. э. Считается основа­телем буддийской логики и теории познания (науки об идеальном познании). Его основные работы: Аламба-на-Парикша, Праманасамуччая и др.
 
Дильбу (санскр. Ghanta, drilbu). Колокольчик, ритуальный предмет, символизирующий праджню (Прему­дрость, интуицию) и шунью.
 
Докшит. Защитник Учения; иногда это просто человек, иногда святой, иногда демон, принявший буддизм.
 
Долма (санскр. Тага, тиб. sGrolma). Богиня-спасительница, одно из наиболее почитаемых божеств в Тибе­те. Согласно древним преданиям она вместе с Шакьямуни распространила буддизм в Индии.
 
Достоинства (yon-tan). Три — суть осуществление собственных целей, осуществление стремлений других жи­вых существ, реализация метода осуществления того и другого. Доха. Парадоксальные шлоки, мистические гимны.
 
Драгпо шеджад (тиб.: драг по гшэд бргйад). "Восемь ужасающих", главные хранители в "традиции новых тантр" тибетского буддизма из двух разрядов: "ушедших за пределы шести сфер существования" и "не ушедших за пре­делы шести сфер существования": Палдан Лхамо (Шри Дэви), Гонпо (Махакала), Намсарай (Вайшравана) и его формы Джамбхала и Кубера, Шинджэ (Яма), Джамсрин (или Бегце), Цанпа Карпо (Сита Брахма), Там-дин (Хаягрива), Шинджешед (Ямантака). Первые пять божеств относятся к "ушедшим за пределы шести сфер существования", Цанпа Карпо — к "не ушедшим за пределы шести сфер существования" или (дрэгс па) "свире­пые". Хаягрива и Ямантака относятся к разряду тантрийских идамов.
 
Дуб-тхаб (санскр. sadhana). "Средства-метод реализации", буддийский мистический ритуал, медитативная практика работы с различными психическими состояниями сознания с опорой на созерцание идама в его мандале (жинхоре).
 
Дукха (санскр. duhkha). Буквально "удовольствие-страдание". Обычно же понимаемое как только страдание или несчастье. Жизнь состоит из череды удовольствия и страдания, и это есть дукха.
 
Духи голодные (санскр.: preta; тиб.: yi-dwags). Один из шести миров Сансары, рождение, в котором обрека­ет существо на мучения, в основе которых лежит неутолимость и жажда.
 
Дух, душа (санскр. citta, samtana; тиб. sems; sems-rgyud). Психика, ум.
 
Дхаммапада. "Стезя Дхармы" — собрание наиболее важных изречений из различных текстов Палийского ка­нона.
 
Дхарана. Созерцание мантры на сердце и отвлечение органов чувств, когда помещают их в виде пятицвет ной драгоценности в пранабинду (зародыш всех пран на кончике носа). При осуществлении этого появляют­ся нимитты (знаки), которые суть пяти видов: 1) в виде миража (маричика); 2) в форме дыма; 3) в виде светляч­ков; 4) в виде мерцающего сияния; 5) в виде постоянного света, подобно свету, излучаемому безоблачным небом.
 
Дхарани (тиб. gzungs). Кодированные базовые тексты для созерцания или совершения ритуала. Символи­зируют "частицы" (или признаки) пребывания Дхармакаи ("тело Истины"), или частиц мощей Будды ("теле­сное" проявление Нирманакая, "тело Проявления", одежды Будды), отсылая к его изображениям (пратима).
 
Дхарма (chos). Очень ёмкий термин. "Носитель" или держатель. 1) Качество, атрибут; природа вещи; норма, закон, доктрина; объект ума; феномен; все дхармы — все явления или предметы этого мира; 2) в абхидхар-ме трансцендентный субстрат единичного элемента сознательной жизни; составной элемент сознательной жиз­ни; 3) учение Будды Гаутамы, буддизм. Второй член формулы прибежища (Будда, Дхарма, Сангха — Три Драгоценности). "Достоинства Победоносного Будды бесчисленны, безграничны. Они произошли из Дхармы, они — заслуженный плод Дхармы; воплощение Дхармы; Дхарма [нравственности] — главное [условие] их [воз­никновения]; они — порождение Дхармы [самадхи]; [вначале], они —предмет [словесной] Дхармы; [в середи­не развиваются] на основе [реализованной] Дхармы; [и наконец], благодаря Дхарме, создаются".
Дхармадхату. Абсолютная Универсальность, или истина Всеобщности.
 
Дхармакая (chos-kyisku). "Тело Абсолюта", "тело Дхармы", абсолютное, или духовное, Тело Будды, проявля­ющее себя во всех существах; природа состояния Будды; высшая экзистенциальная норма, высший универсаль­ный принцип буддизма. См. Трикая.
 
Дхармакирти (санскр. Dharmakirti; тиб. Chos-kyigrags-pa). Жил в VII веке н. э. Как и Дигнага считается осно­вателем буддийской логики и теории познания. Важнейшая работа - Праманавартика, система гносеологии, ко­торая была основным учебником курса гносеологии при изучении буддийской философии в монастырях.
 
Дхармапала (тиб.: chos-skyong; srung-ma) — хранитель Учения в буддийской мифологии.
 
Дхарма-палабхарана — одежды и украшения дхармапал: корона с пятью черепами, ожерелье и гирлянды из черепов, отрубленных голов, змей; серьги, ручные и ножные браслеты; третий глаз, волосы в огненном вих­ре; шкуры тигров или слонов, прикрывающие части тела; ожерелье и гирлянды из человеческих костей. Сим­волизируют трансформацию пяти агрегатов (скандх): формы, эмоций, понятий, кармических образований, со­знания и пяти элементов (дхату): цвета-формы, звука, запаха, вкуса, осязания в метод освобождения сознания от присутствия в нем элементов, не благоприятных для совершенствования.
 
Дхармараджа. I) Царь, который правит согласно буддийским законам; 2) эпитет владыки смерти Ямы; 3) поч­тительный титул, прилагаемый к прославленным буддистам.
 
Дхармата. Природа или истина бытия.
 
Дхармачакра. "Колесо Учения", символ распространения буддизма. "Колесо учения" с лежащими по обеим сторонам ланью и оленем на фронтонах буддийских храмов напоминает о первой проповеди Будды в Мригадава "олений парк" в Варанаси. Восемь спиц колес символизирует "благородный Восьмеричный путь": правиль­ный взгляд, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильная жизнь, правильное
усилие, правильная память, правильное сосредоточение.
 
Дхату (санскр. dhatu). Класс элементов, составляющий, элемент. Классификация элементов бытия и личности на 18 дхату, похоже на деления по аятана (в своих первых двенадцати статьях), дополненное еще шестью элементами: Сознание видимого — caksur-vijnana-dhatu. 1. Сознание слышимого — srotra-vijnana-dhatu. 2. Сознание обоняемого — ghrana-vijnana-dhatu. 3. Сознание вкушаемого — jihva-vijnana-dhatu. 4. Со­знание осязаемого — kaya-vijnana-dhatu. 5. Сознание нечувственного — mano-vijnana-dhatu. Разделения со­знания на различные виды необходимо для составления схем элементов, соответствующих обитателям различных миров.
 
Дхьяна (bsam-gtan). Йогический транс, медитация, при которой объект сосредоточения полностью овладе­вает умом. Четыре дхьяны — четыре последовательные ступени йогического транса: уравнивание благих и не благих эмоций; устранение не благих эмоций; преобладание уравновешенных эмоций; устранение всех эмоций. Или 1) витарка (отсутствие различений), 2) вичара (размышление), 3) прити (вера), 4) сукха (блаженство), 5) эка-граха (направленность ума на один объект).
 
Дхьяни-бодхисаттва. Эманация или отражение (духовный сын) Дхьяни-будд.
 
Дхьяни-будда. В учении тантры это Пять Татхагат (или будд), составляющих тело вселенной, и каждый буд­да мистически соответствует различным составным частям вселенной. В буддизме ваджраяны их называют буд­дами созерцания, которые постигаются как последовательно возникающие во времени или как не относящи­еся к определенному времени воображениям человеческого ума. Они делаются видимыми йогину во время медитации.
 
Дхьяна-парамита. "Совершенство созерцания", Пятая парамита — две руки голубого цвета, в правой ру­ке — штандарт с драгоценностью чинтамани, в левой — белый лотос.
 
Дэва (тиб. лха). Божества, существа одного из шести видов живых существ. В буддизме существа, проявляю­щие духовные силы, но не бессмертные. Персонификации различных аспектов тантрийского культа идамов: пуджа-дэви.
 
 

Дэмчок. См. Самвара.