Агинский дацан



«Дэчен Лхундублинг»

Основан в 1811 году

Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1

Агван (тиб.) - Владыка слова, обладающий прекрасным и богатым словом

Энциклопедия


 

 

Б

В

 

 

 

Б

 

 

 

Бала-парамита. "Совершенство превосходных сил" или Девятая парамита Силы.

 

Балин (санскр.) Изготовленные из теста и раскрашенные конусообразные фигурки. Используются в различ­ных ритуалах в качестве подношений божествам. По тиб. торма.

 

Бандидо (Пандито) хамбо лама (тиб. pan-di-ta mkhan-po bla-ma). Титул "держателей Учения" буддийской Сангхи (общи­ны) Бурятии, преемственно связанных со школой Гелукпа. Означает: ученый, высший наставник.

 

Бардо (bar-do). Промежуточное состояние, переживаемое сознанием между смертью и новым рождением. По длительности занимает обычно 49 дней.

 

Бенаресская проповедь. Первая и наиболее точная и полная формулировка главных аспектов буддизма, про­поведана Буддой Шакьямуни вблизи города Бенарес (Каши). Ее главная суть: обоснование необходимости спа­сения от страданий сансары и раскрытие пути к Освобождению.

 

Бинду (санскр. tilaka, тиб. thig-le). Термин, имеющий множество значений: "точка", "сфера", "концентрация то­го, что рассеяно", "капля жизненного флюида" и т. д. Употребляется для обозначения мужского семени (белое бин­ду) и женской крови (красное бинду) как сублимированных аспектов этих жизнетворных субстанций человечес­кого тела. Тиглэ также синоним бодхичитты, когда последний термин употребляется в тантрийском контексте.

 

Бог, божество (deva, lha). Слово, имеющее два значения. 1) Класс существ более высоких сфер бытия, и 2) эпитет всех высших существ, например идамов.

 

Бодхи. Состояние реализации Состояния Будды (Пробуждение).

Бодхидхарма. Сын южноиндийского князя, основавший в 520 г. в Китае буддийскую школу созерцания Чань (dhyana, тиб. bsam-gtan, яп. дзэн) и монастырь Шаолинь.

 

Бодхисаттва (byang [-chub] sems [-dpa'j). "Тот кто реализовал бодхичитту или "мысль о пробуждении всех". Бодхисаттва очистил свой поток сознания от веры в "эго" и от пяти загрязняющих аффектов (клеша), ра­ди блага пробуждения живых существ. Бодхисаттва предпочитает остаться в сансаре, подчиняясь доброволь­но законам кармы, пока все живые существа не спасены. Хотя он и помогает другим, но не доводит их до прозрения, сделать это способен только Будда. В философии буддизма Бодхисаттва — это этический прин­цип любви, соединенной с мудростью, дающей духовную силу "тому, чья сущность — Бодхи", — оставаться в сансаре, чтобы помочь избавиться от страданий всем живым существам. Это те, чье имя — сыновья Буд­ды: достигнув десяти парамит (требования совершенства) Будды, они отказываются от дальнейшей собст­венной эволюции, чтобы продолжать пребывать в сансаре и помогать страдающим. Бодхисаттва освобож­дает существа примером собственного бесстрашия и безграничной преданности, открывает глаза на невероятные просторы свободы и единство всех живых существ. Бодхисаттвы обитают не только на зем­ле, но и в других мирах.

 

Бодхисаттвабхарана. Набор украшений и одежд бодхисаттвы, символизирующий "несмешиваемость" с по­током феноменов (авеника-дхарма): 1) украшение или корона из драгоценностей на голове, 2) серьги, 3) оже­релье, 4) гирлянда, спускающаяся до бедер, 5) короткая гирлянда, спускающаяся до пояса, 6) браслет у плеча, 7) браслет у локтя, 8) браслет на запястье, 9) браслет у щиколотки, 10) шелковая накидка для верхней части те­ла, 11) пояс, 12) шарф-хадак. Синоним: кумара-бхарана.

 

Бодхичитта (byang-chub kyi sems). "Драгоценная установка к Пробуждению". Целевая установка сознания на достижения духовного совершенства Будды, чтобы освободить всех живых существ от страданий Сансары. Ука­зывает махаянскую готовность быть способным оказать помощь другим. Эта готовность к помощи проявляет­ся в усилии стать живым примером для других, но отнюдь не как вмешательство в чужие хлопоты с неблагора­зумной филантропической сентиментальностью.

 

Бон (тиб. bon или gyun-drung bon). Древняя религия Тибета и Монголии, ответвление Митраизма (по име­ни иранского божества Митры (тиб. Кун ту бзанг по — VI век до н. э.). Позднее, после победы буддизма она заимствовала у последнего его доктринальные положения, структуру монашеского ордена и сохранилась как дей­ствующая религия по настоящее время.

 

Брайбун. Буддийский монастырь в Тибете, основанный учеником Цзонхавы Чжамьян-чойчже Даши-палданом в 1416 году. Самый большой и вместительный монастырь желтошапочной школы Гелукпа.

 

Брахма (tshangs-pa). В индуистской мифологии высшее божество, творец мира, открывающий триаду (три-мурти) верховных богов индуизма. В этой триаде Брахма как создатель вселенной противостоит Вишну, кото­рый ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает.

 

Брахман (bram-ze). "Тот, кто владеет священным знанием" — член высшего сословия (варны) древнеиндий­ского общества. В буддийских текстах прилагается к описанию состояния архата, в названиях типа брахмавихара обозначает чистую, незапятнанную жизнь.

 

Будда (sangs-rgyas, "Пробужденный"). Тот, кто достиг наивысшего, полного, совершенного пробуждения (ануттара-самьяк-самбодхи), всезнания (сарваджнята), реализовал полноту признаков совершенства (буддхагу-на-сампад) и достиг нирваны; Буддовости — состояние Будды, качества Будды. Первый член формулы Прибе­жища (Будда, Дхарма, Сангха — Три Драгоценности). Будда воспринимается как Идеальный Учитель, имеющий все совершенные достоинства, проповедующий Дхарму, указавший путь избавления от оков Сансары, реали­зовавший высший идеал буддизма. Основоположник буддизма Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н.э.). Соглас­но традиции день рождения Будды Шакьямуни празднуют в 8 день 4-ой луны (по тибетскому календарю).

 

Будон Ринпоче (bu-ston rin-po-che, 1290-1364). Великий тибетский религиозный деятель и ученый, завершил редактирование буддийского канона на тибетском языке.

 

Бумба (тиб.). Ритуальный сосуд.

 

Бхава (тиб. srid pa). Бытие, существование. Один из членов Пратитьясамутпады.

 

Бхагаван (bcom-ldan-'das). "Победоносный" или "Блаженный", эпитет Будды.

 

Бхагават. "Священный", "божественный" — эпитет Будды и бодхисаттв.

 

Бхаттарака (rjes-btsun). "Избавляющий" или "высокочтимый" — эпитет высших духовных наставников.

 

Бхикшу (dge-slong). Буддийский монах.

 

Бхуми-марга (sa-lam). Наиболее важное значение этого термина "ступени" или "стадии" пути (sa-lam, санскр. bhumi-marga), хотя он может употребляться для наименования пути вообще, например: Путь Шраваков (тиб. nyan-thos-kyi sa, санскр. sravaka-bhumi), Путь Будд-для-себя (тиб. rang-sangs-rgyas-kyi sa, санскр. pratyeka-buddha-bhumi), Путь Бодхисаттвы (тиб. byang chub sems-dpa'i sa; санскр. boddhisattva-bhumi).

В традиции хинаяны ступеней восемь: 1) Ступень видения чистых элементов (тиб, dkar-po rnam-раг mthong-ba'i sa, санскр. sukla-vidarsana-bhumi); 2) Ступень духовной преемственности (тиб. rigs-kyi sa, санскр. gotra-bhu-mi); 3) Ступень первого результата деятельности святого, то есть "плод вошедшего в поток" (тиб. rgyun-du zhugs-kyi bras-bu la shugs-pa, санскр. srota-apatti-phala-pratipannaka); 4) Ступень видения (тиб. mthong-ba'i sa, санскр. darsana-bhumi), то есть осуществление результата "вошедшего в поток"; 5) Ступень очищения (тиб. bsrab-pa'i sa, санскр. tanubhumi), то есть осуществление результата "того, кто возвращается в мир один раз" (тиб. Ian grig phyir-'ong-ba, санскр. sakrdagamin); 6) Ступень освобождения от желаний (тиб. 'dod-chags dang bral-ba'i sa, санскр. vitaraga-bhumi), то есть осуществление результата "того, кто более не возвращается в мир" (тиб. phyir-mi-'ong-ba, санскр. anagamin); 7) Завершающая ступень деятельности шравака-слушателя (тиб, byas-pa rtogs-pa'i sa, санскр. krtavi-bhumi), то есть осуществление результата архата (тиб. dgra-bcom-pa, санскр. arhat); 8) Ступень "будды-для-себя" (тиб. rang-sangs-rgyas, санскр. pratyeka- buddha).

В традиции махаяны десять ступеней (тиб. sa-bcu, санскр. dasa-bhumi) составляют путь просветления (тиб. byangchub-gyi lam, санскр. bodhi-marga) бодхисаттвы. Эти десять ступеней, начиная с пути Видения, образу­ют "Путь Святого" (тиб. thags-pa'i lam, санскр. arya-marga). Первые два этапа пути — Накопления Доброде­телей и Подготовки — находятся вне Десяти Ступеней Бодхисаттвы, представляя собой подготовительные сту­пени — Ступень Предварительной Деятельности (тиб. las dang-po-pa'i sa, санскр. adikarmika-bhumi) и Ступень Деятельности Согласно Вере (тиб, mos-pas spyod-pa'i sa, санскр. adhimukti-carya-bhumi), Десять Ступеней Бодхисаттвы это: 1. Радость (тиб. rab-ru dga'-ba, санскр. pramudita). На этой ступени бодхисаттвой овладевает ра­дость, когда он видит, что приблизился к достижению просветления. 2. Очищение (тиб. dri-ma med-pa, скр, vi-mala). На этой ступени бодхисаттва очищается от многих видов эффективности и осознает преимущество пу­ти махаяны над путями шравака и пратьекабудды. 3. Созидание Света (тиб. 'od-'byed pa, санскр. prabhakan). Бодхисаттва, достигая этой ступени, излучает свет своего знания. 4. Излучение Яркого Света (гиб. 'od phro-ba-сап, санскр. arcismati). На этой ступени бодхисаттва излучает еще более яркий свет знания. 5. Непобедимост (тиб. shintu sbyangs dka'-ha, санскр. sudurjaya). На этой ступени бодхисаттва познает единство своего по ка сознания с другими, то есть не существование "я" как отдельной; независимой сущности. 6. Приближен (тиб. mngon du 'gyur-ba, санскр. abhimukhi). На этой ступени бодхисаттва познает, что чистые (тиб. rnam-par byang-ba, санскр. vyavadanika) и загрязненные (тиб. kun-nas nyon- mongs-pa, санскр. samklcsika) элементы оди­наково не существуют и поэтому, по сути, между ними нет различия. 7. Углубление (тиб. ring-du song-ba, санскр. duramgama). На этой ступени бодхисаттва овладевает способностью действовать без усилий (тиб. lhun-gyis grub-par, скр anabhogam), а также познает то, что высшая истина лишена всех видов различения (тиб. mtshan-mamed-pa, санскр. animitta). 8. Непоколебимость (тиб. mi-gyo'-ba, санскр. acala). На этой ступени бодхисаттве уже не требуется усилий в его деятельности, его не волнует никакое различение отдельных сущностей. Здесь бодхи­саттва познает, что высшая истина не подвержена изменениям и к ней неприменимо никакое умопостроение (тиб. rnam-par rtog-pa, санскр. vikalpa). 9. Благое Состояние Ума (тиб. legs-pa'i blo-gros, санскр. sadhumati). На этой ступени бодхисаттва достигает знания, которое характеризуется глубочайшей силой проникновения (тиб. so-so yang-da-par rig-pa, санскр. pratisamvidhi) и с помощью этого знания познает сущность всех дхарм (тиб. chos-nyid, санскр. dharmata) как основу полного и глубокого осознавания вещей (тиб. ye-shes, санскр. jnana). 10. "Облако Истины" (тиб. chos-kyi sprin, санскр. dharma-megha). Название этой ступени связано с тем, что бодхи­саттва, достигший ее, может "пролить дождь Учения", становится подобным будде и "начинает осуществлять деяния будды" без усилий и препятствий. Семь первых из десяти ступеней называются "нечистыми" (тиб. та-dag-pa'i sa); последние три — чистыми (тиб. dag-pa'i sa). Подробный анализ десяти ступеней бодхисаттвы дает­ся в сочинениях Дашабхумика-сутра (Dasabhumika-sutra), Мадхьямика-аватара.

После прохождения десяти ступеней бодхисаттвы достигается состояние Будды. Это, согласно махаяне, тринадцатая по счету ступень: две подготовительных, десять ступеней бодхисаттвы и ступень Будды.

 

 

 

В

 

 

 

Ваджра (санскр. vajra, тиб. rdo-rje, монг. очир). В ранние ведические времена ваджра была божественным ору­жием Индры, бога неба и повелителя грома и молнии, и переводилась как перун Индры. Тибетское значение ваджры — "повелитель камней", или "алмаз" также указывает на древнее оружие (то, что двигает или разруша­ет камни, скалы); В современной тибетской буддийской традиции ваджра — ритуальный предмет и символизи­рует твердость (подобно алмазу), несокрушимость и неразрушимость, проникаемость (подобно молнии). Так­же обозначает мужское начало и метод.

 

Ваджры три. Три Ваджры это символическое обозначение трех священных слогов ОМ АН HUM.

 

Ваджрабхайрава (rdo-rje 'jigs-byed). Идам ануттара-йога-тантры.

 

Ваджра-варахи (rdo-rje phag-mo). Тантрийская богиня, особо почитаемая в школе Карма-Каджуд, которая при­вела в ужас и покорила врагов буддизма, приняв облик свиньи; ее земным воплощением являются настоятель­ницы монастыря Самдин, расположенного на берегу оз. Ямдок в Тибете.

 

Ваджрайогини. Особая разновидность Ваджраварахи, юм Чакрасамвары; ее увидел Наропа, известна как На-рохажод (Кхечари).

 

Ваджрадакини (rdo-rje mkha'-'gro-ma). Женский идам ануттара-йога-тантры.

 

Ваджрадхара (rdo-rje 'dzin-pa). Адибудда, великий Идам, состояние которого обретают в результате своей практики тантристы. Нелокализованная нирвана.

 

Ваджра-карма-парамита. "Совершенство неразрушимого деяния".

 

Ваджракила (тиб. Phur-pa rdo-rje). 1) кинжал с рукояткой в форме ваджры — ритуальный предметтантрист-ских лам; 2) имя божества-хранителя, идама адептов школы сакьяпа.

 

Ваджрапани (vajrapani, тиб. phyages па rdo-rje). "С ваджрой в руке", Великий Бодхисаттва, идам, также из­вестен как Ваджрадхара, Гухьяпати (Vajradhara, Guhyapati). Эманация дхьяни-будды Акшобхьи; изображает­ся гневным божеством, символизирует Силу; его функцией считается уничтожение заблуждения и тупости.

 

Ваджрасана. Иогическая поза со скрещенными ногами, иначе алмазная поза, поза Будды. В Тантре это по­за ваджры, символе Метода, означающая полноту владения методом.

 

Ваджрасаттва (санскр. Vajrasattva, тиб. rdo-rje sems-dpa). "Алмазное существо", "существо, [имеющее сущность] ваджры") — первая эманация Ади-будды; олицетворяет всех дхьяни-будд; его белый цвет означает слияние цве­тов всех дхьяни-будд. Ваджрасаттва символизирует принцип очищения. Его изображают сидящим в традици­онной позе будд, при этом (у одинокой фигуры) держащая ваджру правая рука находится на уровне сердца, дер жащая колокольчик левая рука — у бедра.

 

Ваджраяна (rdo-rje theg-pa). "Алмазная колесница"; другие названия — мантраяна, тантраяна, сахаджая-на, буддийский тантризм) — эзотерическое учение в буддизме, занимающее в нем третье место после хина­яны и махаяны. Цель ваджраяны — достичь просветления, или обрести природу будды в течение одной че­ловеческой жизни. При этом большое внимание уделяется роли духовного наставника и сложной йогической практике.

 

Вайпулья-сутра. "Расширенные наставления", название базовых сутр махаяны, обычно содержат определе­ние "махаянская сутра" (ср.: "Саддхарма- ггундарика-нама-махаяна-сутра"). Синоним: випула-сутра.

 

Вайбхашика (bye-brag-tu smra-ba). Одна из древнейших школ раннего буддизма (хинаяны). Эта школа пер­востепенное значение придавала абхидхарме и комментариям к ней (Вибхаше). Эпистемологически их теория является наивным реализмом она признавала истинность внешних объектов и не признавала "самопознание". Согласно их учению, Будда является обыкновенным человеком, который после достижения ограниченной нир­ваны в результате достижения просветленности и после достижения окончательной нирваны в результате смер­ти перестал существовать. Единственным божественным элементом у Будды было его интуитивное знание ис­тины, которое он достиг без помощи других. Школа Вайбхашиков подразделяется на 18 школ. (См. С. Радхакришнан — Индийская философия.)

 

Вайрочана (rnam-par-snang-mdzad). Дхьяни Будда белого цвета, представляющий зерцало-подобную муд­рость. Мудрость мгновенно проникающая сок Дхармакаи. Изображается сидящим в позе лотоса. В правой ру­ке держит гханту-колокольчик, в левой — чакру.

 

Вайшравана (rnam-thos sras). Идам, божество богатства, а также Махараджа-хранитель Севера.