Агинский дацан



«Дэчен Лхундублинг»

Основан в 1811 году

Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1

Агван (тиб.) - Владыка слова, обладающий прекрасным и богатым словом

Энциклопедия


 

 

А
 

 

Абхиджня (mngonshes). Всеведение. Относится к разряду сиддх.

 
 

Абхидхарма (chos-mngon). Буддийская метафизика; как литература составляет третью часть буддийского ка­нона, содержит метафизику спасения, обоснованную теорией психологического анализа познания.

 
 

Абхидхармакоша ("вместилище абхидхармы"). Трактат Васубандху, содержащий литературу абхидхармы.

 
 

Абхишека (тиб.: dbang). Правомощность или посвящение в тантрийскую практику (йога идама).

 
 

Авадана (санскр. avadana; тиб. rtogs-pabrjod-pa). Буддийские легендарные повествования, связанные с преж­ними рождениями Будды Гаутамы.

 
 

Авадхути (dbu-martsa). Один их трех основных (центральный) каналов пульсации "жизненной силы" (пра-на). Остальные два боковых это расана и лалана.

 
 

Авалокитешвара (санскр. Avalokitesvara, тиб. Spyanrasgzigs). Один из главных бодхисаттв в буддийской ми­фологии махаяны и ваджраяны, олицетворение безмерного милосердия и сострадания.

 
 

Авандутти (санскр.; тиб.: dbuma) или Авандуди. Центральный нервный психоэнергетический канал, про­ходящий от макушки головы до копчика (по традиционным представлениям аюрведы, йоги).

 
 

Аватара (санскр. avatara, "сошествие", "спуск"). Воплощение божества (будды).

 
 

Авидья (marigpa). Неведение (относительно Четырех Арийских Истин).

 
 

Адские существа (санскр. naraka; тиб. dmyal-ba). Один из шести миров сансары, перерождение в котором самое мучительное.

 
 

Агни. Бог огня, домашнего очага, жертвенного костра, одно из центральных индийских божеств.

 
 

Ади-будда (тиб. dang-pa'isangs-rgyas, "изначальный Будда"). Персонификация сущности всех будд и бодхисаттв; символ духовного единства, изначального существующего бытия.

 
 

Акаништха (санскр. akanistha; тиб. 'og-min). Высочайшая сфера мира форм, сфера проявления Адибудды Вадж-радхары в окружении Самбхогакая, будд и бодхисаттв, реализовавших десятую ступень пути Просветления: "об­лако Дхармы".

 
 

Акашагарбха (mkha'isnying-po). Один из Восьми Бодхисаттв буддийского пантеона.

 
 

Акшобхья (mi-bskyod-pa, "неколебимый", "невозмутимый"). Один из пяти дхьяни-будд, в мандале которых он находится или на востоке, или в центре; он синего цвета, и его правая рука касается земли.

 
 

Алаявиджняна (тиб. Kun-gzhimam-parshes-pa). "Хранилище различающего сознания", сознание Основы, или "мировая субстанция".

 
 

Амитабха ('od-dpag-med). "Бесконечный Свет", один из пяти дхьяни-будд, в мандале которых он находится на западе; он красного цвета, сидит на павлиньем троне в позе созерцания, держа патру в руках (с чашей пода­яния в руках).

 
 

Амитаюс (tshe-dpag-med). "Бесконечная Жизнь", один из Бодхисаттв буддийского пантеона. "Будда" долгой жизни".

 
 

Амогхасиддхи (don-yodgrub-pa). "Реализующий смысл", один из пяти дхьяни — будд, в мандале которых он находится на севере; он зеленого цвета, его поднятая до уровня груди правая рука (у одиночной фигуры) сим­волизирует бесстрашие.

 
 

Амрита (bdud-rtsi). "Кровь мары" или "Бессмертное". В ведийской мифологии нектар бессмертия, амброзия. В буддийских текстах метафорическое обозначение нирваны: "место бессмертия". В медицинских текстах символ лекарства, в алхимических текстах — "прима материя", "философский камень", в тантрийских текс­тах — пробужденное сознание.

 
 

Амритакалаша (tshe-bum). "Сосуд бессмертия", изображается в виде вазы со свешивающимися из-под крышки нитками бусинок. В иконографии атрибут персонажей, связанных с ритуалами "продления жизни", "очищения".

 
 

Ананда (kun-dga'-bo). "Радость", двоюродный брат и любимый ученик Будды Гаутамы, который, по преданию, на Первом буддийском соборе в Раджагрихе, состоявшемся вскоре после смерти Будды, продиктовал все его проповеди по вопросам вероучения и этики, составившие раздел сутр буддийского канона.

 
 

Анинский дацан (dga'-ldanbshad-sgrub-gling). "Обитель реализации проповеди Тушиты", дацан в Хоринском аймаке, Бурятии. Был построен в 1795 г. После пожара в 1808 г. был заново построен из камня.

 
 

Ануйога (jes-su rnal-sbyor). "Следом идущая (после Маха) йога". Тантрийский метод созерцания с методом мгно­венной трансформации в божество, применяемый в Нингмапе (и в качестве вторичной практики в дзогчене).

 
 

Ануттара-йога-тантра (санскр. anuttara-yoga-tantra; тиб. rnal-'byor-bla-na-med-pa'i-rgyud). "Йога тантра не имеющая высшего". Высшая тантра, применяет постепенную визуализацию, с помощью которой йогин слива­ется со своим избранным божеством и отождествляет себя с макрокосмом. Осуществление недвойственности блаженства и шуньи.

 
Анусмрити (jes-su drang-pa). Воспоминание, постоянное созерцание объекта, на который направлено вни­мание и достижение посредством этого процесса состояния пратибхака (просветление).

Апсара. Божества ведического пантеона, соответствуют небесным и речным нимфам. В поздних Ведах о них говорится, что они обитают на земле, на деревьях, откуда слышатся звуки их лютней. В буддийской ли­тературе апсары — танцовщицы и куртизанки в небесном царстве Шакры (Индры).

 
 
 

Арупа-дхату (лока). Мир без форм, или сфера чистого сознания. По космологии буддизма все бытие разде­лено на три сферы или сосуда бытия: кама-лока (дхату); рупа-лока (дхату); арупа-лока (дхату). Арупа-дхату пред­ставляет собой сферу чистой мысли, здесь нет существ, нет богов, эта сфера не подвергается разрушению, но тем не менее подчинена законам кармы.

 
 
 

Архат (dgra-bcom-pa). В буддизме хинаяны святой, достигший нирваны сам и для себя лично; термин, обо­значающий того, кто достиг полного духовного совершенства при жизни.

 
 
 

Архатство. Состояние архата, качества архата.

 
 
 

Арий, арья ('phags-pa). В буддизме тот, кто вступил на высший путь, "возвышенный". В буддизме различают пять стадий совершенствования: стадия накопления, стадия применения, стадия видения, стадия созерцания и стадия неучения-более. Из "разрядов Прибежища": лама, идам, бодхисаттва, пратьекабудда, шравака, дака и да-кини, дхармапала, к уровню арья относятся достигшие третьей стадии видения из бодхисаттв и следующих за ним разрядов. Внутри разряда бодхисаттв различают ординарных, которые не постигают немедленно глубо­кой сути практики пустоты, и арья, которые постигают немедленно глубокую суть практики пустоты. В иконо­графии достигшему уровня арья присвоены следующие символы: нимб вокруг головы; сияние, исходящее от те­ла; сидение из солнца, луны и цветка лотоса; трон со спинкой.
Угрожающие формы идамов (все из них достигли уровня арья) и гневные дхармапала "покинувшие шесть сфер существования" изображаются без гало или нимба вокруг головы и вместо сияния вокруг тела они окружены клубящимися языками пламени.

 
 
 

Арьядева ('phags-palha). Непосредственный ученик Нагарджуны, крупнейший буддийский философ шко­лы мадхьямика, живший в I или III веке.

 
 
 

Арьяшура ('phags-dpa '-bo). Знаменитый буддийский поэт и мыслитель в Индии IV века.

 
 
 

Асанга (тиб. thogs-med). Великий буддийский мыслитель Индии IV века, основоположник философской шко­лы йогачара (виджнянавада или читтаматра).

 
 
 

Асуры (lha-ma-yin, sngon-gyi lha). "Не боги", "боги, которые были раньше". В ведийской мифологии класс по­лубожеств-полудемонов. Начало описанной в мифологи и эпосе циклически возобновляющейся вражды асуров с богами восходит к соперничеству из-за обладания амриты и способа ее добывания. В буддизме один из шес­ти видов живых существ.

 
 

Атийога (rdzogs-chen). Дзогчен (Великое Совершенство) или "изначальная йога". Завершает три высшие практики йоги в "традиции Девяти колесниц" школы Нингмапа. Основой практики является реализация по­нимания, как условия созерцания прямого освобождения. Тибетское слово дзогчен состоит из двух слов: дзог — "совершенство" и чен — "великое" или "полное". По традиции, его впервые проповедывал в стране Уд-дияна Ганраб Дордже, живший немного позже Будды Шакьямуни. Затем благодаря ученику Падмасамбхавы Выйрочане, Вималамитре (наставнику царя Тисронг Дэцена) и другим дзогчен стал известен в Тибете. Кро­ме того, учение дзогчен в гораздо более отдаленные времена существовало в древней тибетской традиции Бон. Согласно Намкхаю Норбу Ринпоче, современному учителю дзогчена, дзогчен в истинном понимании — это вообще не религия, не философия, не традиция и не учение, а подлинное, изначальное, самосовершенное со­стояние каждого человека. Основной принцип дзогчена — это свобода от ограниченности, и поэтому практи­ковать его может любой человек, независимо от того, к какой традиции он себя причисляет или же не при­числяет.

 
 

Атиша (a-ti-sha, 982-1054). Прославленный бенгальский пандит, в 19 лет получил тантрийское посвящение и имя Дипанкара Шриджняна от ачарьи Бодхибхадры из Наланды. Был настоятелем монастыря Викрамаши-ла в Магадхе. В 1042 г. прибыл в Тибет для возрождения чистоты буддийского учения где и прожил до конца своих лет. В Тибете признан как воплощение Манджушри. Атиша перевел и написал ряд трактатов (около 38). Атиша много сделал в Тибете для распространения идей буддизма.

 
 
 

Атман (bdag). В индуистской мифологии и философии выступает всеобщей основой и первопричиной, пронизывая все сущее; он непостижим и не имеет каких-либо конкретных характеристик.

 
 
 

Атрея. Прославленный индийский мудрец-риши и врач, проводивший сложные хирургические операции, включая и трепанацию черепа. Учитель Дживаки Кумары.

 
 
 

Ацагатский дацан (тиб. Гандан Дарчжилинг). Основан в Бурятии в 1825 г. на берегу реки Курба недалеко от Верхнеудинска (Улан-Удэ).

 
 
 

Ачарья (slob-dpon). Учитель, духовный наставник. В буддийской традиции Тибета титул ачарья применял­ся по отношению к индийским учителям махаяны.

 
 
 

Ашвагхоша (rta-dbyangs, 80-150). Великий буддийский философ и поэт, автор «Турупанчашики».

 
 
 

Ашока (III в. до н. э.). Император династии Маурья в Др. Индии. Его имя означает "не знающий скорби" (в палийском произношении Асока). Сын Биндусары, внук Чандрагупты Маурьи, вступил на императорский престол в Магадхе около 270 года до н. э. Его указы являются древнейшими из индийских надписей, которые до сих пор удалось расшифровать. Ашока — великий индийский царь, реализовавший идеал чакравартина и бодхисаттвы. Стал буддистом и всесторонне распространял Учение. Великий император считал для себя обязательным по­сещать в своих владениях известных старцев, снискавших за долгую жизнь уважение окружающих, а также во время своих постоянных разъездов по стране беседовать с брахманами и различными отшельниками и помо­гать деньгами и подарками всем достойным людям, независимо от их вероисповедания. Коренное изменение носило даже не религиозный характер, а оно заключалось в отношении индийского монарха к своим поддан­ным, впервые выразившемся в словах: "Что бы я ни делал, что бы я ни предпринимал, я лишь стараюсь выпол­нить свой долг по отношению ко всем живым существам". Это был абсолютно новый, вдохновляющий идеал царской власти, совершенно чуждый прежней системе государственного управления Магадхи, при которой царь был символом абсолютной власти государства.

 
 
 

 

Аюша. См. Амитаюс.
 
 
 

Аятана (санскр. ayatana; tib. skyemched). Так называемые "базы прирожденности", относятся к терминам абхидхармы. После деления потока сознания живого существа на Пять скандх это более подробная классифика­ция элементов бытия (дхарм), созданная на основе деления на познавательные способности (индрии) и их объ­екты (вишайи). Шесть внутренних баз (индрии): 1. Орган зрения — caksur-indriya-ayatana. 2. Орган слуха — srotr-indriya-ayatana. 3. Орган обоняния — ghran-indriya-ayatana. 4. Орган вкуса — jihv-indriya-ayatana. 5. Ор­ган осязания — kay-indriya-ayatana. 6. Мыслительные способности или сознание — mana-indriya-ayatana или по­знавательные способности (манас).
Шесть внешних баз (вишайя): 7. Видимое (цвет и форма) — rupa-ayatana. 8. Слышимое (звук) — sabda-ay-atana. 9. Обоняемое (запах) — gandha-ayatana. 10. Вкушаемое (вкус) — rasa-ayatana. 11. Осязаемое — sparstavya-ay-atana. 12. Нечувственные объекты — dharma-ayatana или dharman.
 
Первые одиннадцать содержат по одному элементу (дхарма), двенадцатая содержит остальные 64 элемента.