Агинский дацан



«Дэчен Лхундублинг»

Основан в 1811 году

Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1Slide 1

Агван (тиб.) - Владыка слова, обладающий прекрасным и богатым словом

Достижения Пробуждения


 
Достижение высшего пробуждения
 
 
Первые Постижения
 
Гаутама, стремящийся к царству иного бытия, окреп после пре­одоления недавних препятствий, и сра­зу приблизился к тому уровню глубинного познания, в котором легко мог разгореться пламень премудрости, где горят все соблазны чувств, желания, во­ля и, наконец, само сознание, а с ним и само понятие об отдельной от мира индивидуальности, само понятие инди­видуального "Я", или Атмана, — послед­няя опора двойственности, а потому и последнее препятствие к Освобожде­нию от оков сансары.
Полночь была временем равновесия. Он проявил второй путь Практики (санск. прайога марго), третий путь про­светления (санск. даршана марго) и чет­вертый путь углубленного созерцания (санск. бхавана марго).
В полночь он погрузился в четыре степени дхьяны и приобрел три вида наивысшего Знания.
Он пришел к знанию непостоянства всего.
Он пришел к знанию того, что все проявленное бытие является неудовлет­воренностью или страданием.
Он пришел к знанию того, что не су­ществует отдельного от окружающего мира индивидуального "Я".
Он постиг эти три признака в их пол­ноте и многообразии.
Затем Он пришел к познанию 12 зве­ньев Взаимобусловленного Происхож­дения.
Он постиг во всей полноте, что та­кое омрачающее неведение, что такое содеянное, вытекающее из неведения, что такое шесть баз органов чувств, что такое соприкосновение сознания с органами чувств и объектами, что такое чувство или эмоции, что такое вожделение, что такое стремление к сансаре, что такое жизнь, обуслов­ленная неведением, что такое рожде­ние в этом мире, что такое старость и смерть.
После постижения во всей глубине 12-членной Пратитья Самутпады Он пришел к постижению четырех благородных истин:
 
1. Болезнью жизни является страда­ние или неудовлетворенность;
 
2. Причина этого страдания в жела­ниях:
 
3. Есть состояние за пределами ми­ра страданий — нирвана;
 
4. Есть восьмеричный благородный путь, ведущий к нирване.
При самом первом проблеске зари Он объявил "Путь вне практики" (санск. ашаикша-марга) и до восхода солнца, в единый момент, привел к за­вершению все шесть парамит. Благода­ря своим подношениям он реализовал парамиту Деяния. Освободившись от членов обусловленного происхожде­ния, связанных со страстями, реализо­вал парамиту Терпения и чистой Нрав­ственности; благодаря восхвалению будд прошлого — парамиту Усердия; и непосредственно вслед — реализовал парамиты Дхьяны и Праджни (Прему­дрости).
Вследствие этого, благодаря силе мгновенной Праджни, он стал истинно совершенным Буддой (абхисамбуддха), достиг полного пробуждения, ясного и глубокого, никем не превосходимого. Вырос до высоты семи пальмовых деревьев и произнес: "Воистину закончен путь учения, и завершен цикл древнего пути!"
 
 
Полное Пробуждение
 
Подвижник из рода Шакьев, в миру Сиддхартха Гаутама, на­реченный Шакьямуни, достиг высочай­шего Знания и Блаженства, стал истинно реализованным существом — Татхагатой. Он стал "Пробужденным" — Буддой, обла­дающим бесформенным (дхармакайя) и формным (рупакайя) телом.
Он проявил нирвану, где исчезает все мыслимое и представимое, где нет ниче­го и в то же время — неизреченная пол­нота. Там нет ни одного из свойств ми­ра, природы и духа; там нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя. Там царит нечто, превосхо­дящее самую глубокую мысль человека, превосходящее самое бытие.
Позже он сказал об этом как о труд­нейшем и редчайшем явлении: "В этом мире, в этой жестокой жизни, где власт­вуют пять зол — зло иллюзии времени, зло противопоставления себя и других, зло всеобщей страсти, зло перевопло­щения и зло уничтожения других ради самосохранения — в такой жизни я смог достичь пробуждения!"
Неописуема свобода открывшегося состояния. Обычное существо не в силах понять и постигнуть этот всеохватыва­ющий покой зеркала.
Что может сказать об этом омрачен­ный и неудовлетворенный ум?
Путь обучения был завершен, и та сфера, в которую Он отныне вступил, сфера нирваны, пребывает сама в се­бе, в своей сущности и природе. Шакь­ямуни стал Пробужденным и Архатом, стал существом, чей путь непостижим. Он стал Татхагатой, шествующим в нир­ване, не стесненным никакой не-свободой.
"Какой тропой вы поведете Этого, тропы не имеющего?". Человека, кото­рый, обладает хотя бы одним из таких состояний, как страсть, привязанность, вы можете вести вперед, но у Пробуж­денного нет ни единого условия для сле­дующего существования. Какой тропой вы поведете того, кто не обусловлен?"
Гаутама стал высочайшим Буддой, бо­ги сыпали на него цветы и чтили его, склонившись пред ним. Мир наполнился светом, земля дрожала и гудела, от этого гула Будды десяти сторон света исполнились неизреченной радости. Послышались их приветствия новому Будде, который вступил в бессмертное, пределов не имеющее братство: "Так же, как мы,Ты достиг пробужденья, Ты пришел к состоянию Будды таким же путем. Ты чист, как алмаз, где отражает­ся свет истины".
Будда воскликнул в ответ: "Плод пу­ти — блаженство и свобода от тягост­ной темницы сансары. Семя Будды в каждом существе. Если они победят Мару, то достигнут нирваны за корот­кий срок".
Боги запели от радости, а Пробуж­денный, Бог богов, Деватидэва оставал­ся еще неделю под деревом Бодхи, созер­цая древо Пробуждения.
После этого дерево, под которым про­изошло Пробуждение Будды, стало од­ним из главных мест паломничества буд­дистов, некоторые из них уносили с собой веточки, срезанные со священ­ного дерева, чтобы посадить их на сво­ей далекой родине.
 
 
Память прошлых рождений
 
Все прошлое ста­ло ясным. Ничем не разрушимое про­светленное сознание восприняло вере­ницы прошлых жизней. Все свои рождения он узнал. "Я вспомнил, — гово­рил потом Будда, — сначала только час­ти своих прошлых существований, по­том полностью жизни следующим образом: сначала одну, предыдущую жизнь, затем две жизни, затем три, четы­ре, пять, десять, двадцать, потом 50 жиз­ней, затем 100, 1000, 100 000 жизней, и так до бесконечности..."
После Будда ясным видением воспри­нял существ, исчезающих из одного со­стояния существования и появляющих­ся в другом рождении. Он видел простых и благородных, красивых и бе­зобразных, счастливых и несчастных, бредущих по жизни согласно своим де­яниям...
Радость Пробуждения охватила ни­чем не обусловленное существо, свобод­ное от тягостных рождений: "Через мно­гие рождения брел я в поисках строителя дома. Рождение снова и сно­ва горестно. Теперь, строитель дома, смотри: дом (тело) разрушен, стропила (желания), подпирающие его, рухнули, конек крыши (неведение) убран"...
 
 
Первые путешествия
 
На второй неделе Он совершил далекое путешествие в 3000 миров, соседних с нашей вселенной.
На третьей неделе Он снова созер­цал дерево Бодхи, уже не закрывая глаз.
На четвертой неделе Он совершил другое путешествие, не такое длитель­ное, как первое, к Восточному и Запад­ному морям.
Мара искушал его уйти в окончатель­ную нирвану, но Будда сказал, что от­крывшиеся ему истины о нирване и о пути к ней Он должен поведать ми­ру, всем живым существам, и дух проти­воречия покинул его. Дочери Мары вновь пытались приблизиться к нему, но Совершенный превратил их в ста­рых ведьм.
На пятой неделе была дождливая и бурная погода, и Будда пребывал вод­ном мире, у Нагараджи Мучилинды.
На шестой неделе Он приблизился к древу Ньягродха Аджапала и обратил­ся к аскетам: "Блаженна уединенная жизнь воспринявшего Истину, прекрас­на жизнь того, кто смягчает сердца жи­вых существ, кто, пребывая в Дхарме среди многих, не причиняет никому вреда..."
 
 
Святые раздумья
 
На седьмой неделе Он на­ходился у ствола священного дерева. Еще раз, думая об открывшейся ему истине, Он усомнился в ее доступности для боль­шинства людей. И сел под деревом в свя­тых раздумьях: как возвестить истину, поймут ли его люди?
Это сложно, ведь он овладел позна­нием глубокой истины, свободной, про­светленной, как Амрита - источник жиз­ни, силы, просветленья. Но если возвестить ее другим, кто поймет ее глу­бину?
Боги, услышав это, поняли, что требу­ется поднести Победоносному просьбу о возвещении Дхармы. Брахма и Индра со свитой дэвапутр стали умолять ново­го Джину: "В этой стране проповедуют­ся низкие учения, появившиеся от за­блуждения ума. Поэтому, о Муни, мы просим Вас допустить нас к Учению. Пусть чистое Учение Будд будет услы­шано всеми!"
Взглянув на мир глазами, полными со­страдания, среди людей затуманенных прахом суеты, Будда различил и людей благого расположения, видящих опас­ность ошибок незнания и будущие жизни.
"Да откроется дверь бессмертия для Ум имеющих, способных мыслить и рас­суждать, — сказал Будда, — пусть с верой встретят Дхарму, желанную и благую, совершенную в начале, совершенную в середине, совершенную в конце. Татхагата принял решение.
И когда он принял это решение — воз­вестить миру Учение о Нирване и о пу­ти к ней — боги поднесли Будде чашу нищенствующего шрамана.
Приняв эту чашу в свои руки, он бла­гословил ее и двинулся от древа Бодхи к живым существам.